Молокова Е.Л.аспирантка кафедры экономики и права, доцент кафедры экономики и права, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Российская Федерация Student_ekip@mail.ru
Тема. Статья посвящена формализации образовательных отношений в рамках отраслевых и межотраслевых соглашений, опосредующих корпоративную социальную ответственность компаний. Рассмотрены федеральные, региональные и территориальные, отраслевые и межотраслевые соглашения в сфере получения работниками высшего профессионального образования. Цель. Целью статьи является оценка взаимодействия государства и работодателей по содействию в получении высшего профессионального образования. Методология. Методологической основой исследования является институциональный подход к оценке эффективности трансформационных процессов высшего профессионального образования с учетом полноты и результативности формальных институтов и неформальных практик, опосредующих взаимодействие субъектов профессионального образования. Результаты. Дана содержательная оценка национального межотраслевого уровня регулирования корпоративной социальной ответственности в зависимости от наличия и содержания правил, опосредующих общественные отношения в сфере профессионального образования. Кроме того, дана оценка комплексности формального регулирования корпоративной социальной ответственности. Проведен сравнительный анализ формального регулирования уровня региона и территории на примерах Свердловской области и городского округа Екатеринбурга. Выявлено отсутствие увязки отраслевых соглашений с территориальными и региональными соглашениями, четкого разграничения и закрепления компетенций и полномочий федеральных органов государственной власти, субъектов Федерации и органов местного самоуправления в сфере формирования и развития социального партнерства, в силу чего возникает дублирование соглашений. Также отмечено отсутствие норм, регулирующих образовательные отношения, за исключением двух правил (предоставление единовременного пособия выпускникам образовательных учреждений и возможное заключение договоров с учебными заведениями). Выводы. Сделан вывод об отсутствии перспективного подхода к планированию кадрового потенциала и повышения уровня образования на региональном и территориальном уровнях регулирования корпоративной социальной ответственности.
Ключевые слова: эффективность взаимодействия работников, работодателей и государства, профессиональное образование, отраслевые и межотраслевые соглашения
Список литературы:
Бадарч Д., Сазонов Б.А. Актуальные вопросы интернациональной гармонизации образовательных систем: монография. М.: Бюро ЮНЕСКО, ТЕИС, 2007. С. 56.
Бирюков А. Интернационализация российского высшего образования // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 10. C. 76–83.
Понарина Н.Н. Глобализация высшего образования и проблемы интернационализации образовательных систем // Общество: социология, психология, педагогика. 2012. № 1. С. 42–46.
Gacel-AvilaJ. Comprehensive Internationalisation in Latin America // Higher Education Policy. 2012. № 25. P. 493–510. doi: 10.1057/hep.2012.9
Freeman R.E. Strategic management: a Stakeholder Approach. Boston: Pitman Publishing, 1984. 276 p.
Цветкова Г.С. Взаимодействие формальных и неформальных институтов рынка: теоретико - методологические аспекты // Теория и практика общественного развития. 2013. № 9. С. 287–292.
Цветкова Г.С. Диалектика формализованных и неформализованных институтов // Вестник Чувашского университета. 2011. № 4. С. 517–522.
Грекова Г.И., Киварина М.В., Кузьмин А.В., Руденко К.А. Взаимодействие предпринимательских структур, власти и населения в системе социального партнерства. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2010. 242 с.
Дуденков Д.А. Корпоративная социальная ответственность бизнеса и развитие теории стейкхолдеров // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 400.
TokoroN. Stakeholders and corporate social responsibility (CSR): a new perspective on the structure of relationships // Asian Business & Management. 2007. Vol. 6. № 1. P. 143–162. doi: 10.1057/palgrave.abm.9200218
Цысина Г. Коллективно-договорное регулирование в системе социального партнерства России // Общество и экономика. 2012. № 6. С. 80–100.
Петров А.Я. Социальное партнерство в сфере труда: федеральное отраслевое соглашение по организациям связи и информационных технологий необходимо совершенствовать // Законодательство. 2013. № 6. С. 61–68.
Ческидов Р.П. Система требований к управлению персоналом // Управленец. 2011. № 7–8. С. 74–77.
Шацкая И.В. Социальная ответственность бизнеса как фактор развития системы отечественного образования // Креативная экономика. 2014. № 10. С. 83–91.
Шевелева Н.А., Лаврикова М.Ю. Некоторые проблемы нового этапа развития юридического образования // Закон. 2014. № 1. С. 41–45.
Гамукин В.В. Экономика высшего образования: пространство рисков и угроз // Высшее образование в России. 2014. № 5. С. 23–33.
Навойчик Е.Ю. Формирование современной парадигмы профессионального образования как открытой системы // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 436.
Бондаренко О.В., Шайхутдинова О.Р. Проблемы в сфере высшего профессионального образования и рынок труда // Фундаментальные исследования. 2013. № 6-5. С. 1229–1233.
Robins F. The Future of Corporate Social Responsibility // Asian Business & Management. 2005. № 4. P. 95–115. doi: 10.1057/palgrave.abm.9200125
Чернова С.Г. Необходимость государственно-частного партнерства в высшем образовании // Профессиональное образование в современном мире. 2014. № 4. С. 76–84.