Ларионова А.А.кандидат экономических наук, доцент кафедры аудита и контроллинга, Московский государственный университет дизайна и технологии, Москва, Российская Федерация annla@list.ru
Предмет/тема. Статья посвящена проблемам усиления конкуренции на гостиничном рынке, связанным со сложной геополитической ситуацией, повлекшей снижение въездного потока туристов, санкциями, паданием курса рубля. Цели/задачи. Цели - определение современных трендов и путей развития гостиничного бизнеса в Российской Федерации. Методология. В работе использовались методы системного подхода, экономического и статистического анализа, количественного и качественного изучения. Результаты. Выполнено сравнение показателей, отражающих загрузку гостиниц, среднюю цену и доходность номера по сегментам гостиничного рынка, рассмотрены тенденции и перспективы открытия новых гостиниц. Проанализирована динамика въездного туристического потока в Российскую Федерацию. Исследованы факторы внешней среды, оказывающие наибольшее влияние на развитие гостиничного бизнеса. Дана авторская оценка степени влияния внешних факторов на развитие гостиничного бизнеса. Выводы/значимость. Проведенный анализ позволил сделать прогноз, подтверждающий обострение кризисных явлений в гостиничном бизнесе. Поэтому целесообразно проведение ряда антикризисных мероприятий, направленных на корректировку подходов к управлению гостиничным бизнесом в условиях нестабильного рынка, к которым относятся пересмотр маркетинговой политики, переоценка бизнес-сферы гостиницы, реструктуризация. Указано, что снижение цены в качестве способа увеличения доли рынка является серьезной ошибкой для гостиницы. Снижению негативных последствий кризисного периода будет способствовать генерация спроса на гостиничные услуги, в том числе проведение мероприятий по продвижению в новых форматах при поддержке региональных властей. В сложившихся условиях единственный путь к успеху и развитию гостиничного бизнеса - повышение качества сервиса и гибкость в удовлетворении быстро меняющихся потребностей гостей.
Ключевые слова: региональный гостиничный рынок, гостиничный бизнес, привлекательность региона, загрузка, номерной фонд, туристический поток, средняя цена, доходность номера
Список литературы:
Виноградова М.В. Развитие туризма в регионе: финансовый аспект (на примере Ярославской области) // Сервис в России и за рубежом. 2014. № 5. URL: Link.
Джанджугазова Е.А. Туристско-рекреационное проектирование. М.: Академия, 2014. 270 с.
Зайцева Н.А. Исследование факторов, влияющих на разработку и реализацию стратегии развития гостиничных предприятий в регионах // Сервис в России и за рубежом. 2013. № 6 . С. 23–27.
Иванов В. В., Волов А. Б. Антикризисный менеджмент в гостиничном бизнесе. М.: ИНФРА-М.2010. 336 с.
Козлов Д.А., Попов Л.А. Прогнозирование и управление доходами в гостиничном бизнесе Российской Федерации: проблемы и пути совершенствования // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2013. № 12. С. 49–56.
Лайко М. Ю., Скобкин С. С. Экономическая стратегия туристского предприятия // Современные проблемы туризма и сервиса. 2013. № 1. С. 76–81.
Малолетко А.Н., Каурова О.В., Юманова О.С. Проблемы инвестиций влияния в гостиничный бизнес Крыма // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 24. С. 38–43.
Майорова Е.А. Нематериальные активы: теоретические и практические аспекты // Российское предпринимательство. 2014. № 15. С. 56–64.
Мартышенко Н.С., Локша А.В. Анализ концепций нестандартных средств размещения в мировой туристской практике // Вестник национальной академии туризма. 2013. № 1. С. 22–25.
Морозова М.А. Оценка устойчивости бизнес-процессов в сетевом гостиничном бизнесе // Вестник национальной академии туризма. 2012. № 4. С. 33–35.
Панкова С.В., Кубаткина Г.А. Управленческий учет затрат на маркетинг в гостиничном бизнесе // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 1. С. 11–16.
Печерица Е.В. Ценообразование в гостиничном бизнесе в условиях кризиса // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 19. С. 34–44.
Печерица Е.В. Хостел-движение: международный опыт и перспективы развития в Российской Федерации (на примере Санкт-Петербурга) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 35. С. 54–57.
Поворина Е.В. Концепция доступности услуг: теоретические и практические аспекты // Сервис в России и за рубежом. 2010. № 3. URL: Link.
Суслова И.А. Формирование имиджа гостиницы // Маркетинг услуг. 2005. № 3. С. 47–53.
Чернышева Л.А., Якимович Г.Б. Гостиничный сектор уровня трех звезд в Санкт-Петербурге, его состояние и перспективы развития // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 35. С. 34–41.
Якимович Г.Б. Сравнительная оценка гостиничного сектора «три звезды» Санкт-Петербурга и Москвы // Национальные интересы: приоритеты и безопасность // 2014. № 24. С. 60–68.
Alonso-Almeida, M. & Bremser, K. Strategic responses of the Spanish hospitality sector to the financial crisis // International Journal of Hospitality Management. 2013. Vol. 32. Р. 141–148.
Gronroos C. Management and Marketing: marketing the moment of truth in service competition. Toronto: Lexington Books, 2009. 320 p.
Zaitseva N.A. The Forecast of Development of the Hotel Business in Russia as a Promising Direction of Business Expansion of International Hotel Chains // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Vol. 14. № 3. P. 328–334.