Орлов Е.В.кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления, Костромской государственный технологический университет, Кострома, Российская Федерация ev_orlov@rambler.ru
Предмет/тема. Статья посвящена анализу инструментов развития регионов и муниципалитетов Российской Федерации. Цель. Целью статьи является обоснование возможности и необходимости использования такого инструмента, как концессия. Методология. Теоретической основой стали нормативные документы, научная и исследовательская литература. Результат. Рассмотрен один из наиболее используемых методов развития бизнеса с начала 1990-х гг. - франчайзинг, именуемый в российском законодательстве коммерческой концессией. Дано определение некоммерческой концессии как способа организации и развития системы управления регионом, при котором администрация региона передает администрациям муниципальных образований право оказывать государственные и муниципальные услуги посредством системы управления, а также технологии, информационные и иные ресурсы. Кроме этого, определены принципы построения некоммерческой концессии и традиционной системы управления регионами Российской Федерации. Систематизированы мнения ученых и практиков об использовании концессионных инструментов во взаимоотношениях региональных и муниципальных органов власти. Применение. Результаты исследования могут быть использованы для развития взаимоотношений региональных и муниципальных органов власти и дальнейшей проработки конкретных методов и механизмов такого взаимодействия. Выводы. Сделан вывод о том, что наиболее эффективным инструментом развития, доказавшим свою эффективность в бизнесе, является некоммерческая концессия. Показано основное преимущество заключения договоров некоммерческой концессии - это повышение управляемости региональной экономики, что особенно актуально для регионов, в которых наблюдается негативная социально-экономическая динамика. Обосновано, что значительный прогресс в развитии подконтрольных территорий может быть достигнут путем объединения усилий и интеграции систем управления региональных и муниципальных органов власти.
Ключевые слова: концессия, франчайзинг, преимущества, регион, муниципалитет
Список литературы:
Малков К.Б. Особенности стратегического менеджмента в государственном и бизнес-управлении: общее и особенное // Экономические науки. 2008. № 39. С. 192–197.
Ажлуни А.М. К вопросу о повышении эффективности использования инновационных технологий в государственном управлении и бизнесе // Среднерусский вестник общественных наук. 2008. № 1. С. 29–32.
Маскаева И.И. Идея менеджмента государственной службы как элемент реформы государственного управления // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2007. № 9. С. 94–98.
Норман У., Хит Д. Теория интересов, корпоративное управление и государственный менеджмент // Экономическая политика. 2006. № 4. С. 73–97.
Квасов И.Н., Кузнецова О.П. Частно-государственное партнерство как фактор развития предпринимательства в системе государственного и муниципального управления: монография. Омск: ОГТУ, 2009. 135 с.
Житкова Е.Л. Согласование интересов города и региона (опыт Краснодарского края) // Проблемы прогнозирования. 2008. № 1. С. 108–122.
Асаул А.Н., Балакина Г.Ф., Соян М.К. Современные парадигмы региональной экономики // Проблемы современной экономики. 2013. № 4. С. 257–260.
Спицын В.В. Маркетинг как инструмент инновационно-инвестиционного развития региона: монография. Саарбрюкен: Ламберт академик паблишинг, 2011. 124 с.
Гагарина Г.Ю. Сетевые структуры и их роль в формировании и развитии пространственной интеграции экономики регионов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. № 5. С. 17–19.
Пилясов А. Политические и экономические факторы развития российских регионов // Вопросы экономики. 2003. № 5. С. 67–82.
Кожевина О.В. Зарубежная практика использования организационных моделей управления эффективностью в государственном секторе экономики // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-9. С. 2027–2031.
Стрелец И.А. Концепция электронного правительства и ее практическая реализация // США и Канада: экономика, политика, культура. 2003. № 5. С. 90–103.
Мендельсон М. Руководство по франчайзингу. М.: Сибли Интернэшнл. 1995. 121 с.
Сосна С.А., Васильева Е.Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия: монография. М.: Академкнига, 2005. 375 с.
Щедрин А.В. Франчайзинг как механизм интеграции пропульсивного кластера в экономику региона // Управленческое консультирование. 2013. № 5. С. 147–152.
Омельченко Т.В., Самофалов В.И. Франчайзинг в системе внешнеэкономической деятельности региона: монография. Ростов н/Д: РГЭУ, 2011. 254 с.
Непомнящая И.С. Коммерческая концессия или франчайзинг: проблема дефиниций // Общество и право. 2014. № 3. С. 52–55.
Филина Ф.Н. Франчайзинг: правовые основы деятельности: монография. М.: ГроссМедиа, 2008. 189 с.
Анасенко Е.В. Методические подходы к развитию франчайзинговых систем // Вестник Национальной академии туризма. 2012. № 1. С. 64–67.
Уваров А.А. Муниципальные и государственные органы власти: формы сотрудничества и взаимодействия // Государственная власть и местное самоуправление. 2002. № 2. С. 19–26.