Гашенко И.В.доктор экономических наук, профессор кафедры налогов и налогообложения, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Российская Федерация nalogi.rinh@yandex.ru
Оробинская И.В.кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и налогообложения, Воронежский государственный аграрный университет, Воронеж, Российская Федерация orob-irina@yandex.ru
Предмет/тема. Статья посвящена экономическим отношениям, возникающим в процессе налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей. Рассмотрены проблемы агропромышленной интеграции субъектов налоговых правоотношений, выступающих ответственными участниками консолидированной группы налогоплательщиков. Цели/задачи. Цель - изучение особенностей налогового регулирования деятельности интегрированных формирований АПК в Центрально-Черноземном экономическом районе Российской Федерации. Методология. Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативно-правовые акты государственных органов власти, федеральные законы, Указы Президента и постановления Правительства РФ, материалы научно-практических конференций, затрагивающие вопросы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также труды отечественных и зарубежных ученых. Результаты. Доказано, что на создание и развитие интеграционных формирований в сельском хозяйстве существенное влияние оказывают федеральные и региональные органы власти. Рассмотрен комплекс правовых, административных и экономических мер, стимулирующих интеграцию технологически и экономически взаимосвязанных с сельским хозяйством организационно-хозяйственных структур. Проанализированы особенности развития интеграционных агропромышленных формирований в субъектах Центрально-Черноземного района. Сформулированы и обоснованы особенности и виды налогового контроля, а также в целом специфика налогообложения исследуемых структур. Выводы/значимость. Сделаны выводы о том, что успешное решение финансово-экономических проблем, стоящих перед субъектами АПК в реализации воспроизводственного цикла (производство - переработка - реализация) в условиях рыночной экономики, невозможно без активного государственного вмешательства. Обосновано, что налоговая политика предоставляет эффективные инструменты регулирования регионального развития. Основные положения и научные выводы могут быть использованы региональными органами управления сельского хозяйства и налоговыми органами при разработке мероприятий по совершенствованию системы государственного налогового регулирования и поддержки аграрной сферы.
Баклаженко Г.А. Развитие интеграционных процессов в АПК на основе трансформации собственности // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2003. № 2. С. 8.
Гумеров Р.С. Вопросы развития интегрированных корпоративных структур в агропромышленном комплексе // Российский экономический журнал. 2002. № 5–6. С. 24–34.
Оганесов Р.Ю. Агрохолдинги в сельском хозяйстве России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2004. № 10. С. 52–53.
Аронов А.В. Исходные теоретические основы налоговой политики социального государства // Экономика и управление. 2009. № 3–6. С. 74–76.
Кирина Л.С. Оценка направлений совершенствования налоговой политики в Российской Федерации // Налоги и налогообложение. 2014. № 5. С. 476–489.
Коростелкина И.А. Реализация налоговых стимулов для повышения инвестиционно-инновационной активности регионов // Управленческий учет. 2015. № 2. С. 42–50.
Козлюк Н.В. Критерии оценки эффективности системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей // Управленческий учет. 2013. № 1. С. 37–46.
Забегалова Е.Л. Совершенствовать порядок применения единого сельскохозяйственного налога // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. № 1. С. 48–50.
Мазуркевич В.Ю. Исполнение обязанности по уплате налогов: проблемы теории и практики // Финансовое право. 2006. № 10. С. 15–20.
Пансков В.Г. Принцип справедливости в налогообложении: вопросы теории и практики // Финансы. 2015. № 2. С. 26–30.
Тюпакова Н.Н., Бочарова О.Ф. Методологические аспекты льготного режима налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей // Налоги и финансовое право. 2011. № 3. С. 249–255.
Пьянова М.В. К вопросу о налогообложении сельскохозяйственных товаропроизводителей // Налоги и налогообложение. 2012. № 1. С. 51–57.
Мамедова Б.Ф. Особенности правового регулирования налоговых льгот на современном этапе // Налоги и налогообложение. 2011. № 9. С. 17–24.
Иванова Ю.Н. Развитие механизма государственного регулирования деятельности предприятий АПК посредством налогообложения // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2012. № 1. С. 67–69.
Морозко Н.И. Адаптивные инструменты налогового планирования в управлении малыми организациями // Налоги и налогообложение. 2012. № 1. С. 45–50.
Кузьмина Н.А. Особенности применения налогового метода регулирования инвестиционной деятельности // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2011. № 1–2. С. 163–164.
Баклыкова Е.А. Механизмы налогового регулирования инновационного развития предприятий в условиях членства России в ВТО // Российское предпринимательство. 2014. № 20. С. 158–164.
Иризепова М.Ш., Ломакина Т.П. Организация государственного налогового мониторинга России // Налоги и налогообложение. 2014. № 5. С. 490–500.
Ерух С.А. Налоговое администрирование как фактор повышения налогового потенциала региона // Управленческий учет. 2014. № 8. С. 37–47.
Вольвач Д.В. Методы определения цен для целей налогообложения // Налоговая политика и практика. 2014. № 2. С. 16–19.