Алиев Б.Х.доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой налогов и денежного обращения, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Российская Федерация fef2004@yandex.ru
Магомедова Р.М.кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и денежного обращения, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Российская Федерация magrais@maill.ru
Казимагомедова З.А.кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и денежного обращения, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Российская Федерация zarem2010@maill.ru
Предмет и тема. Статья посвящается проблемам создания действенных налоговых рычагов эффективного функционирования и стимулирования экономики. Несмотря на общее снижение количества налоговых льгот, налоговые стимулы переходят в состав наиболее актуальных и распространенных механизмов налогового регулирования. Цели и задачи. Цели - анализ влияния налоговых льгот на создание и функционирование зон территориального развития, определение проблемных аспектов активизации стимулирующей роли налогов при реализации региональных инвестиционных проектов по развитию отдельных отраслей. Методология. На основе эконометрических методов проанализированы различные меры государственной поддержки предпринимательской деятельности в зонах территориального развития, рассмотрены факторы, влияющие на создание таких зон. Обоснованы показатели и их предельные значения, служащие основанием для включения субъектов Российской Федерации в перечень территорий, где возможно создание этих зон. Результаты. Определено, что одним из инструментов побуждения хозяйствующих субъектов к инвестированию прибыли и доходов в развитие собственной производственной базы и внедрению новых технологий является инвестиционный налоговый кредит. Показано, что применение налоговых льгот направлено на выравнивание диспропорций социально-экономического развития за счет повышения инвестиционной привлекательности. Проанализированы условия создания и факторы, влияющие на становление зон территориального развития. Выводы и значимость. На основе анализа применения различных видов налоговых льгот для активизации инвестиционных процессов были определены направления повышения их стимулирующей роли и эффективного использования в целях создания зон территориального развития в экономически слаборазвитых регионах Российской Федерации. Разработан комплекс рекомендаций по оценке эффективности налоговых льгот как для инвестора, так и для бюджетной системы в целом.
Налоги и налогообложение. Палитра современных проблем. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 375 c.
Алиев Б.X., Алимирзоева M.Г. О необходимости регионализации экономических реформ в России // Финансы и кредит. 2010. № 38. С. 15–20.
Игонина Л.Л. Конкурентоспособность национальной экономики: инновационные императивы и финансовые регуляторы // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 7. С. 12–20.
Налоговое регулирование субъектов экономики как фактор стимулирования занятости. Махачкала: ДГУ, 2012. 156 с.
Мусаева Х.М. Собираемость налогов и неработающие льготы. Опыт Дагестана // Финансы. 2014. № 6. С. 13–17.
Игонина Л.Л. Воздействие фискальной и монетарной политики на развитие экономики и социальной сферы // Финансы и кредит. 2014. № 15. С. 37–45.
Кузьменко В.В., Баринов В.М. Налоговые инструменты стимулирования инновационной деятельности. Ставрополь: СКГТУ, 2011. 210 с.
Игонина Л.Л. Развитие налогового потенциала регионов в детерминантах модернизационных процессов // Налоги и финансовое право. 2012. № 3. С. 197–202.
Кузьменко В.В. Налоговое регулирование экономического развития. Ставрополь: СКГТУ, 2011. 189 с.
Алиев Б.Х., Сулейманов М.М., Кадиева Р.А. Налоговый потенциал региона: проблемы и перспективы роста // Финансы и кредит. 2011. № 4. С. 2–7.
Кузьменко В.В. Средства и способы укрепления налоговой дисциплины. Ставрополь: СКГТУ, 2011. 202 с.
Мусаева Х.М. Региональная экономика как объект бюджетно-налогового регулирования на современном этапе РФ // Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. № 4. С. 22–30.
Сулейманов М.М. Налоговый федерализм как основа формирования бюджетного потенциала территорий // Финансы и кредит. 2011. № 29. С. 67–73.
Кузьменко В.В., Голубев В.Ю. Налоговое стимулирование инвестиционной активности в энергетическом комплексе // Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста: сборник материалов IV Всероссийской научной конференции. Ставрополь: СКФУ, 2012. С. 41–45.
Сулейманов М.М. К вопросу о реформировании межбюджетных отношений // Финансы и кредит. 2013. № 18. С. 52–60.
Налоговые системы. Методология развития. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 464 с.
Сулейманов М.М. Проблемы и перспективы формирования эффективной модели налогового федерализма в России // Финансы и кредит. 2013. № 25. С. 65–71.
Мусаева Х.М. Налоговые льготы в российском законодательстве: сущность, формы, приоритеты и эффективность // Финансы и кредит. 2013. № 42. С. 48–53.
Сулейманов М.М. Развитие налогового потенциала бюджетов территорий в условиях модернизации российской экономики // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 43. С. 59–64.
Чуб А.А. Формирование стратегии устойчивого развития региональных социально-экономических систем. Владимир: ВГПУ, 2007. 146 с.
Сулейманов М.М. Теоретические подходы к исследованию налогового федерализма // Финансы и кредит. 2012. № 40. С. 29–32.
Экономиканалоговых реформ. Киев: Алерта, 2013. 426 с.
Сулейманов М.М. Принципы и функциональное содержание налогового федерализма // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 10. С. 55–62.
Чуб А.А. Проблемы устойчивости развития региональных социально-экономических систем // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика. 2009. Т. 32. № 5. С. 94–100
Сулейманов М.М. Об оценке эффективности фискальной политики региона // Финансы. 2014. № 11. С. 46–50.