Скуфьина Т.П.доктор экономических наук, профессор, заведующая отделом регионального и муниципального управления на Севере Российской Федерации, Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского научного центра Российской академии наук, Апатиты, Российская Федерация skufina@iep.kolasc.net.ru
Тема. Статья посвящена рассмотрению специфики современной региональной политики и ее влиянию на регионы Севера России. Цель. Целью статьи является рассмотрение влияния государственной программы Российской Федерации "Региональная политика и федеративные отношения" (далее - Программа) на перспективы социально-экономического развития регионов Севера России. Методология. Использован комплекс общенаучных и специальных методов исследования, включая абстрактно-логический метод, структурно-функциональное моделирование, статистический анализ и др. Результаты. Показана значимость оценки влияния региональной политики на перспективы социально-экономического развития особого типа проблемных регионов - субъектов зоны Севера России. Определено, что на смену политики поляризованного развития, приоритетом которой являлось формирование нескольких сильных регионов роста, пришла новая политика сбалансированного развития, направленная на комплексное развитие каждого региона. Установлено, что системные приоритеты государственной региональной политики, отражаемые в новой Программе, направлены на разрешение противоречий, существенных для решения основных проблем регионов Севера России. Детально рассмотрены целевые показатели Программы в контексте социально-экономического развития регионов Севера России. Установлено, что особая "северная" специфика не учитывается в целевых индикаторах и "размывается" в общих положениях Программы. Отмечено, что в предшествующих программных документах применялась практика определения и представления проблем, задач и перспектив развития регионов зоны Севера в отдельных разделах (положениях) или они приводились в виде показателей-индикаторов. Поэтому рекомендован возврат к этой практике для обеспечения эффективной реализации государственных программ для регионов Севера. Выводы. Сделан вывод о том, что приоритеты государственной региональной политики, декларированные в Программе, полностью соответствуют требованиям устойчивого, сбалансированного социально-экономического развития регионов Севера. Однако механизмы реализации этих приоритетов не учитывают северной специфики. Это не позволит комплексно и максимально эффективно задействовать программные механизмы для обеспечения сбалансированного развития регионов зоны Севера России.
Ключевые слова: регион, политика, развитие, субъекты, север
Список литературы:
Баранов С.В. Динамика производственных характеристик экономического развития регионов Севера России // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2010. Т. 1. № 25. С. 3–9.
Баранов С.В. Этапы регулирования регионального развития в России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2011. Т. 18. № 6. С. 34–45.