Использование элементов маркетинга взаимодействия для повышения конкурентоспособности и эффективности аграрного сектора экономики (на примере Карачаево-Черкесской Республики)
Канцеров Р.А.кандидат экономических наук, профессор, директор Экономического института, Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия, Черкесск, Российская Федерация kancerovr@mail.ru
Гедиев К.Т.кандидат экономических наук, доцент кафедры организации производства и предпринимательство в АПК, Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия, Черкесск, Российская Федерация ker0910@yandex.ru
Клинцевич Р.И.аспирант кафедры экономики производства и статистики Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия, Черкесск, Российская Федерация kancerovr@mail.ru
Тема. Статья посвящена вопросам эффективности реализации государственных отраслевых программ развития агропромышленного комплекса,а также использования элементов маркетинга взаимодействия для повышения конкурентоспособности аграрного сектора экономики Карачаево-Черкесской Республики. В связи с кризисными явлениями в экономике проблема реализации государственных отраслевых программ приобрела в последнее время еще большую актуальность. Цели. Цели статьи заключаются в анализе состояния конкурентоспособности предприятий агропромышленного комплекса Карачаево-Черкесской Республики по сравнению с соседними регионами, а также возможностей и путей реализации маркетингового подхода для повышения эффективности функционирования отрасли в рамках концепции маркетинга взаимодействия. Методология. В работе на основе эконометрических методов проанализированы различные аспекты реализации государственных отраслевых программ развития агропромышленного комплекса и совершенствования маркетинговой деятельности. Определены системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность предприятий агропромышленного комплекса. Использованы средние и относительные величины, применен индексный метод. Результаты. Определено, что в Карачаево-Черкесской Республике за прошедшие десятилетия наблюдалось поступательное развитие сельского хозяйства. Это связано с реализацией государственных программ развития. Показаны серьезные долгосрочные проблемы, которые в современных условиях могут значительно снизить эффективность аграрного сектора экономики республики и негативно отразиться на инвестиционном климате в агропромышленном комплексе, значительно ухудшить динамику развития сельскохозяйственного производства, сказаться на балансе экспорта и импорта. Выводы. На основе проведенного анализа предложены основные направления совершенствования маркетинговой деятельности предприятий аграрной сферы. Показана необходимость проведения масштабных и локальных исследований, мониторинга для выявления латентных потребностей, покупательских предпочтений и конъюнктурной динамики. Определено, что в разработке товарной политики необходимо интенсивнее модифицировать продукцию и внедрять новые товары для данного рынка. Статья будет полезна как для широкого круга специалистов-практиков, так и для преподавателей и студентов вузов.
Виницына В.В. Совершенствование механизма оценки эффективности реализации государственных программ // Финансы и кредит. 2013. № 6. С. 10–18.
Гайсин Р.С. Развитие механизмов поддержки сельского хозяйства в странах ОЭСР и России // Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии. 2014. № 3. С. 97–119.
Истомина Н.А. Целевые программы региона: состав и особенности реализации в 1995–2010 гг. // Финансы и кредит. 2011. № 11. С. 40–48.
Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг. Менеджмент. СПб: Питер Пресс, 2007. 816 с.
Фетюхина О.Н. Маркетинг и маркетинговая система АПК // Экономический анализ: теория и практика. 2007. № 2. С. 92–99.
Ханнанов М.М., Хаялеева Ч.С., Мусташкина Д.А. Маркетинг как условие устойчивого развития аграрного рынка // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2014. Т. 9. № 3. С. 61–65.
Богомолов О.О. воздействии глобального экономического кризиса на общетеоретические взгляды зарубежных и отечественных реформаторов // Российский экономический журнал. 2010. № 2. С. 66–81
Гумеров Р. Как обеспечить продовольственную безопасность страны? // Российский экономический журнал. 1997. № 9. С. 24–29.
Липина С.А. Производство экологически чистых продуктов – приоритет развития АПК Южного макрорегиона // Региональная экономика. Юг России. 2014. № 2. С. 73–80.
Митрофанова И.В., Жуков А.Н., Батманова В.В., Митрофанова И.А. Мегапроекты развития территорий: опыт Соединенных Штатов Америки и Российской Федерации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 31. С. 28–40.
Овчинников В.Н. Социально-экономические проблемы и ресурсы стабилизации положения на Северном Кавказе в новом геоэкономическом формате // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 12. С. 11–20.
Вегрен С., Никулин А. Аграрные амбиции России и ее скромный сельский человеческий капитал // Экономическая политика. 2014. № 3. С. 7–35.
Лыгина Н.И., Гончаров А.А. Методические положения конкурентных стратегий для предприятий АПК // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 26. С. 79–86
Сердобинцев Д.В., Усанов А.Ю. Формирование стратегии развития сельскохозяйственных предприятий молочнопродуктового подкомплекса на основе SWOT-анализа // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 23. С. 45–50.
Глущенко И.И. Организационные аспекты инновационного развития агропромышленного комплекса России // Экономика и предпринимательство. 2015. № 1. С. 340–345.
Медведев Д.А. Наша задача – совместно работать // Экономика сельского хозяйства России. 2014. № 4. С. 14–19.
Быков Г.Е., Семкин А.Г. Парадигма управления производством и реализацией сельскохозяйственной продукции в России и за рубежом // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. 2014. № 10-12. С. 55–61.
Кузнецова Н.А., Прущак О.В., Санинский С.А., Еремеев М.А. Формирование конкурентной среды в аграрном секторе экономики // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2014. № 12. URL: Link.
Гумеров Р. Всемирная торговая организация – источник угроз глобальной продовольственной безопасности (по следам мирового продовольственного кризиса) // Российский экономический журнал. 2013. № 1. С. 88–97.
Радченко Т., Паршина Е. Оценка регулирующего воздействия в России: практика применения и выводы из теории // Экономическая политика. 2014. № 3. С. 36–60.
Узун В. Российская политика поддержки сельского хозяйства и необходимость ее корректировки после вступления в ВТО // Вопросы экономики. 2012. № 10. С. 102–134.
Абашкин В. Л., Бояров А. Д., Куценко Е. Кластерная политика в России: от теории к практике // Форсайт. 2012. Т. 6 № 3. С. 16–27