Солдаткин С.Н.кандидат экономических наук, декан экономического факультета, профессор кафедры финансов, Хабаровская государственная академия экономики и права, Хабаровск, Российская Федерация s_soldatkin@mail.ru
Предмет. Статья посвящена заемно-долговой деятельности регионов Российской Федерации и оценке эффективности региональной долговой политики. Цели. Целью статьи является оценка влияния региональной долговой политики на создание благоприятного инвестиционного климата и развитие инвестиционного потенциала субъекта Российской Федерации. Методология. Использован метод сопоставления. Теоретической базой послужили данные Минфина России об объемах государственного долга субъектов Российской Федерации и Национального рейтинга состояния инвестиционного климата, включающего в себя 50 показателей по четырем направлениям (регуляторная среда, институты для бизнеса, инфраструктура и ресурсы, поддержка малого предпринимательства). Результаты. Выявлена слабая инвестиционная направленность бюджетов ряда субъектов Российской Федерации. Выделены факторы снижения устойчивости субнациональной бюджетной системы. Доказано, что увеличение доли инвестиционных расходов в бюджетах субъектов Российской Федерации способствует увеличению собственных доходных поступлений и наращиванию собственного экономического потенциала. Эмпирическим путем установлено, что инвестиционная активность региональных властей предполагает активизацию заемно-долговой деятельности. Кроме того, обосновано, что быстрый рост долговых обязательств органов власти субъектов РФ, увеличение долговой нагрузки на их бюджеты представляет реальную угрозу для устойчивости территориальных бюджетных систем и экономической безопасности регионов и государства в целом. Область применения результатов. Полученные результаты могут представлять определенный интерес для специалистов в области теории и практики инвестиционной и заемно-долговой деятельности, а также для научных работников. Выводы. Сделан вывод о том, что заемно-долговая деятельность регионов в дальнейшем будет расширяться. Для оценки эффективности региональной долговой политики рекомендовано учитывать инвестиционную активность органов власти субъекта Российской Федерации.
Вавилов А., Ковалишин Е. Принципы государственной долговой политики // Вопросы экономики. 2001. № 8. С. 46–63.
Вавилов А.П. Государственный долг: уроки кризиса и принципы управления: монография. М.: Городециздат, 2003. 400 с.
Брагинская Л.С. Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности. М.: Университетская книга, 2007. 128 с.
Лыкова Л. Н., Крылова Н. Б., Чебанова А. Б. Долговая политика регионов: российская практика и мировые тенденции. М.: Наука, 2003. 266 с.
Брюханова Н.В., Волынская О.А. Основные аспекты формирования и реализации региональной долговой политики на современном этапе // Сибирская финансовая школа. 2007. № 1. С. 104–107.
Махмутова Э.Х. Государственный кредит в Российской Федерации: монография. М.: Финансовый контроль, 2004. 160 с.
Бабич И.В. Необходимость эффективной региональной долговой политики как основа качества системы управления // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. № 3. С. 86–89.
Крохина Ю.А. Государственный долг Российской Федерации в условиях финансового кризиса: вопросы аудита эффективности // Финансовое право. 2010. № 3. С. 17–21.
Чернышева Т.Ю. Модель системы поддержки принятия решения выбора стратегии управления долгом муниципального образования // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. С. 201.
Скурихина Т.Г., Жданова Н.С. Мониторинг в системе управления качеством муниципального долга // Управленческое консультирование. 2012. № 3. С. 7–13.
Сенчагов В., Губин Б., Павлов В., Караваева, И., Иванов Е. Федеральный бюджет 2014–2016 гг. – бюджет торможения экономического развития // Вестник Института экономики РАН. 2014. № 1. С. 7–43.
Соболева Г.В., Попова И.Н. Стимулирование экономического развития регионов средствами бюджетной и налоговой политики // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5. Экономика. 2014. № 1. С. 5–26.
Сенчагов В.К., Максимов Ю.М., Митяков С.Н., Митякова О.И. Инновационные преобразования как императив экономической безопасности региона: система индикаторов // Инновации. 2011. № 5. С. 56–61.
Климанов В.В. Региональные системы и региональное развитие в России. М.: Едиториал УРСС, 2010. 296 с.
Валентей С.Д., Бахтизин А.Р., Бухвальд Е.М., Кольчугина Н.В. Тренды развития российских регионов // Экономика региона. 2014. № 3. С. 9–22.
Хасанов И.Ф. Заемно-инвестиционная система как механизм реализации региональной инвестиционной политики: монография. М.: Палеотип, 2007. 140 с.
Витте С.Ю. Собрание сочинений и документальных материалов. Т. 2. Кн. 2. М.: Наука, 2003. 490 с.
Масгрейв Р.А., Масгрейв П.Б. Государственные финансы: теория и практика. М.: Бизнес Атлас, 2009. 716 с.
Колесникова Н.А. Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2000. 240 с.
Господарчук Г.Г. Развитие регионов на основе финансовой интеграции. М.: Финансы и статистика, 2006. 288 с.