Жук А.А.доктор экономических наук, профессор кафедры экономической социологии и регионального управления, Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация zhukaa@sfedu.ru
Кизилова Е.А.студентка кафедры экономической социологии и регионального управления, Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация kizilovaekaterina@yandex.ru
Тема. Рынок алкогольной продукции в России имеет свои специфические особенности, среди которых: структура потребления алкогольной продукции, ограничения в способах продвижения, фальсификация продукции и жесткое государственное регулирование производства и оборота алкогольных товаров. Данные особенности оказывают определенное влияние на деятельность участников рынка, организацию и развитие бизнеса не только на национальном, но и на региональном уровне. Ростовская область - самая северная из виноградарско-винодельческих зон России. Предмет. Предмет исследования - организационно-экономический механизм функционирования регионального рынка алкогольной продукции, включающий в себя органы государственной власти и местного самоуправления, местные сообщества, некоммерческие организации и объединения, профессиональные ассоциации, действующие в русле государственной алкогольной и антиалкогольной политики. Цели: исследование институциональной структуры регионального рынка игристых вин Ростовской области и разработка рекомендаций по его развитию. Методология. В работе использовались методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, а также интервьюирование и анализ документов. Результаты. Было проведено исследование структуры институтов регионального рынка алкогольной продукции и, как следствие, специфики функционирования. Благодаря институциональному подходу в исследовании рынка алкогольной продукции анализ рынка игристых вин Ростовской области был осуществлен с учетом влияния на него политических, социальных, психологических и других неэкономических факторов. Выводы. По результатам исследования сделан вывод о том, что в настоящее время продолжает возрастать актуальность поиска наиболее адекватных методов и форм государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и соответствующего правового оформления методов государственного управления в данной сфере. В этой связи необходимо сосредоточить внимание на разработке мер, позволяющих сочетать государственное управление с функционированием рыночных механизмов хозяйствования и обеспечить соответствующее правовое регулирование, включая ценообразование, таможенную и налоговую политику, применение корпоративных правил деятельности, развитие конкуренции.
Денисова И., Карцева М. Потребление алкоголя и здоровье россиян // Демоскоп Weekly. 2010. № 443–444. URL: Link.
Мороз А.А. Проблемы административных методов государственного регулирования рынка алкогольной продукции Российской Федерации // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. 2014. № 4. С. 201–207.
Иванов А.Н. Российский алкогольный рынок: состояние и тенденции развития // Terra Economicus. 2012. Т. 10. № 3-3. С. 15–20.
Bielinska-Kwapisz A., Mielecka-Kubien Z. Alcohol Consumption and Its Adverse Effects in Poland in Years 1950-2005 // Economics Research International. Vol. 2011. 13 p. doi: 10.1155/2011/870714 (Link).
Егоров Е.А.,Гугучкина Т.И., Оселедцева И.В. Особенности производства вин географического указания и вин установленного места производства // Научные труды ГНУ СКЗНИИСиВ. Краснодар: СКЗНИИСиВ, 2013. Т. 4. C. 219–229.
Щетинкина К.С. Состояние и перспективы развития производства игристых вин в России // Молодой ученый. 2014. № 3. С. 606–607.
Зубков С.Е. Институциональная модернизация регионального рынка алкогольной продукции // Terra Economicus. 2010. Ч. 2. № 4. С. 147–152.
Жук Е.С. Маркетинговый анализ и прогнозирование рынка: практический аспект // Journal of Economic Regulation. 2013. Т. 4. № 4. C. 126–136.
Жук Е.С. Позиционирование компаний на зареэпохи маркетинговой кастомизации // Российское предпринимательство. 2014. № 18. C. 184–196.
Скоков Р.Ю. Исследование спроса и предложения на рынке крепкой алкогольной продукции // Производство спирта и ликероводочной продукции. 2012. № 4. С. 4–9.
Кузьминов Я., Радаев В., Яковлев А., Ясин Е. Институты: от заимствования к выращиванию (опыт российских реформ и возможности культивирования институциональных изменений) // Вопросы экономики. 2005. № 5. С. 5–27.
Клейнер Г.Б. Новая институциональная экономика: на пути к «сверхновой» // Российский журнал менеджмента. 2006. Т. 4. № 1. C. 113–122.
Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты: Манифест современной институциональной экономической теории. М.: Дело, 2003. 464 с.
Полтерович В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы // Экономика и математические методы. 1999. Т. 35. № 2. C. 3–20.
Жук А.А. Структурные и динамические аспекты нестабильности экономических институтов // Перспективы науки. 2010. № 5. C. 120–126.
Глушко Т.Ю. Государственное регулирование производства и оборота алкогольной продукции: ключевые особенности и проблемы // Государственное управление. Электронный вестник. 2014. № 43. C. 68–80.
Рощина Я.М. Динамика и структура потребления алкоголя в современной России // Вестник Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ, 2014. № 2. C. 238–257.
Anderson P., Chisholm D., Fuhr D.C. Effectiveness and Cost-effectiveness of Policies and Programmes to Reduce the Harm Caused by Alcohol // The Lancet. 2009. № 373.
Попова Л.В., Дрожжина И.А., Маслов Б.Г. Налоговые системы зарубежных стран. М.: Дело и сервис, 2011. 322 с.
Кучер В.В., Гулина Н.С. Государство, финансы и алкогольный рынок в истории России // Сибирская финансовая школа. 2006. № 2. С. 73–78.
Рыманов А. Налогообложение и поддержка производителей // Экономист. 2011. № 9. C. 90–92.