Полянская И.Г.кандидат экономических наук, доцент, заведующая сектором экономики правовых проблем недропользования, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, Екатеринбург, Российская Федерация Irina-pol2004@mail.ru
Юрак В.В.аспирантка центра природопользования и геоэкологии, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, Екатеринбург, Российская Федерация vera_yurak@mail.ru
Тема. В связи со сложной геополитической обстановкой, оказывающей влияние на развивающиеся международные интеграционные процессы, вопрос о формировании транспортного коридора "Арктика - Центральная Азия" становится все более актуальным. На повестку дня выходит вопрос о создании и развитии транспортных коридоров, использование которых могут обеспечить налаженный и четко отрегулированный пропуск потоков природных ресурсов, а также обеспечить компенсационный механизм за получение экологических услуг от неиспользования этих природных ресурсов. Целеполагание создания транспортного коридора определяется необходимостью поддержания устойчивого развития экономик стран и повышения качества жизни населения в условиях глобализации. Цель. Обоснование необходимости создания транспортного коридора для поддержания устойчивого развития экономик стран и повышения качества жизни населения в условиях глобализации. Методология. В работе на основе проведенного анализа были изучены институты природопользования Российской Федерации и Республики Казахстан в качестве наиболее значимых территорий транспортного коридора "Арктика - Центральная Азия" и определены наиболее эффективные направления их развития. Результаты. Выявлены наиболее эффективные направления развития институтов природопользования Российской Федерации и Республики Казахстан по нормативно-законодательному, инвестиционно-интеграционному, научно-методологическому, образовательному, природоохранному и организационному уровням институционального обеспечения. Выводы. Сделан вывод о том, что развитие институтов природопользования путем создания соответствующего нормативно-законодательного, инвестиционно-интеграционного, научно-методологического, образовательного, природоохранного и организационного обеспечения является необходимым условием для оптимизации институциональной среды, которая станет основой для интенсификации экономического развития стран и организации рационального природопользования на территориях, вовлеченных в транспортный коридор.
Ковшов Г.Н. Моделирование основных направлений развития транспорта в системе народнохозяйственного планирования. М.: Наука, 1985. 198 с.
Татаркин А.И., Гимади И.Э., Аверина Л.М., Матушкина Н.А, Ятнов В.А. Стратегические приоритеты развития транспортного комплекса УрФО в контексте интеграции в евроазиатское экономическое пространство: международные транспортные коридоры // Вестник Евроазиатского транспортного союза. 2005. № 1. С. 85–103.
Татаркин А.И., Гимади И.Э., Аверина Л.М., Добродей В.В., Ятнов В.А. Транспортная стратегия Уральского федерального округа. М.: Экономика. 2004. 338 с.
Литвинова А.А., Игнатьева М.Н., Косолапов О.В. Оценка вреда, причиняемого природным ресурсам при их загрязнении в условиях Северных регионов // Леса России и хозяйство в них. 2011. № 1. С. 57–60.
Клейнер Г.Б. Эволюция институциональных систем. М.: Наука, 2004. 240 с.
Сухарев О.С. Экономический рост, институты и технологии. М.: Финансы и статистика, 2014. 464 с.
Сухарев О.С. Экономика будущего: теория институциональных изменений (новый эволюционный подход). М.: Финансы и статистика, 2011. 432 с.
Сухарев О.С. Институциональная экономика: теория и политика. М.: Наука, 2008. 863 с.
Мареева С.Ю. Правовой режим освоения месторождений нефти и газа, пересекаемых разными видами границ. М.: Нестор Академик Паблишерз, 2006. 160 с.
Бардин А.А., Кувшинов Е.С. Правовое регулирование инвестиционного сотрудничества между российскими и иностранными компаниями при реализации проектов по разработке недр Российской Федерации: монография. М.: ПравоТЭК, 2014. 288 с.
Василевская Д.В. Правовой режим недропользования в России и зарубежных странах. М.: ПравоТЭК, 2010. 376 с.
Дудиков М.В. Проблемы договорных форм, применяемых в законодательстве о недрах // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2014. № 6. С. 62–64.
Никитина Н.К. Баланс интересов государства, недропользователей и местного населения при предоставлении права пользования недрами // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2013. № 6. С. 60–67.
Подберезкина О.А. Роль транспортных коридоров в обеспечении безопасности России. URL: Link.
Елюбаев Ж.С. Проблемы правового регулирования недропользования: отечественный опыт и зарубежная практика: монография. Алматы: Колесо, 2010. 202 с.
Козловский Е.А., Комаров М.А., Макрушин Р.Н. Недропользование СНГ в условиях глобализации. М.: Геоинформмарк, 2007. 294 с.
Зедина Ю. Партнерство государства и бизнеса в сфере производства и реализации общественных благ // Федерализм. 2014. № 4. С. 85–94.
Гусев А. Внешнеторговая независимость региональных рынков и усиление пространственной экономической интеграции // Общество и экономика. 2014. № 10. С. 50–73.
Наталенко А.Е., Пак В.А., Ставский А.П. Основные направления развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2015. № 1. С. 2–8.
Орлов В.П. К вопросу о минерально-сырьевой политике и главных проблемах минерально-сырьевой базы // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2014. № 2. С. 4–8.
Крюков В.А., Павлов Е.О. Интегральная оценка эффективности систем недропользования (опыт сравнительной оценки) // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2014. № 1. С. 34–41.