Антоненко В.В.кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, Волгоградский государственный университет, Волгоград, Российская Федерация avv1@mail.ru
Лактюхина Е.Г.кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры социологии, Волгоградский государственный университет, Волгоград, Российская Федерация laktuchina@mail.ru
Антонов Г.В.кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, Волгоградский государственный университет, Волгоград, Российская Федерация antonovgv@mail.ru
Предмет. В статье представлены результаты исследования эффективности инвестиций в человеческий капитал российской молодежи. Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время существует неоптимальное соотношение вкладываемых средств в основные составляющие человеческого капитала и получаемых результатов, о чем свидетельствует целый ряд социально-экономических и демографических показателей. Цели. Целью статьи является изучение реальной экономической эффективности вложений в человеческий капитал современной российской молодежи. Методология. В работе использованы данные серии индивидуальных глубинных интервью с жителями Волгоградской области в возрасте от 20 до 30 лет, имеющими высшее образование или обучающимися в вузах. На их основе проведен анализ эффективности инвестиций в человеческий капитал посредством оценки соотношения объема вложенных средств и ресурсов основными инвесторами и полезного эффекта вложений. Полезным эффектом таких инвестиций считается как экономический эффект (увеличение дохода всех субъектов), так и эффект внеэкономический или социальный. Результаты. Получены данные о глубинной мотивации инвестиций молодежи типичного российского региона в собственное образование. Выводы. Доказано, что студенты и выпускники вузов в Российской Федерации в большинстве слабо представляют, для чего именно они получают высшее образование. Практически отсутствует как осознанная мотивация такого рода инвестиций, так и понимание возможных форм и сроков отдачи от них. Сам по себе диплом о высшем образовании (бакалавра или магистра) в отрыве от будущей профессии становится скорее социальным или культурным капиталом, но не экономическим. Получен вывод об избыточности и неэффективности подобных вложений.
Руденко М.Н., Шнуренко А.В. Инвестиции в человеческий капитал России // Проблемы современной экономики: материалы II Международной научно-практической конференции. Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества, 2014. С. 124–129.
Ленковец О.М., Синьков Л.С. Инвестиции в развитие человеческого капитала как фактор повышения конкурентоспособности России в рамках устойчивого развития // Проблемы современной экономики. 2014. № 1. С. 55–58.
Гуськова Н.Д., Краковская И.Н. Инвестиции в человеческий капитал вуза: организационный аспект // Проблемы теории и практики управления. 2010. № 5. С. 53–58.
Евграшина И.А. Оценка человеческого капитала молодежи // Экономика образования. 2014. № 4. C. 53–63.
Лепихина Т.Л., Карпович Ю.В. Социальное и экономическое значение здоровья работников как фактора накопления человеческого капитала предприятия // Современные технологии управления. 2013. № 1. С. 25–29.
Майбуров И.А. Экономическое обоснование накопления человеческого капитала // Общество и экономика. 2006. № 7-8. С. 245–263.
Панина Е.В. Модель семейной политики как индикатор уровня инвестиций в человеческий капитал // Экономика устойчивого развития. 2014. № 2. С. 197–205.
Болтански Л., Кьяпелло Э. Новый дух капитализма. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 976 с.
Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 5. С. 60–74.