Ермакова Е.А.доктор экономических наук, профессор кафедры финансов, Саратовский социально-экономический институт (филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова), Саратов, Российская Федерация eae13@mail.ru
Троянская М.А.кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Российская Федерация m_troyanskaya@mail.ru
Предмет. Статья посвящена проблемам повышенной зависимости региональных бюджетов от федеральных налогов. Цели. Анализ масштабов зависимости налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации от федеральных налогов. Методология. Использованы эконометрические методы. Результаты. Рассмотрены научные работы российских ученых о налоговой политике на государственном уровне. Кроме того, изучены зарубежные исследования проблем налоговой конкуренции. Проанализированы поступления федеральных налогов в бюджеты регионов по федеральным округам и субъектам РФ Приволжского федерального округа в трехлетней динамике. Предложено авторское определение расщепляемых налогов с разделением их на две группы (постоянные и временные) и выделением особенностей, систематизированы достоинства и недостатки данного механизма налоговой политики федеративных государств. Проанализирована динамика устанавливаемых нормативов по расщепляемым федеральным налогам. Исследовано значение каждого налога в бюджетах регионов по федеральным округам за три года. Раскрыты особенности использования в российской финансово-налоговой политике расщепляемых налогов. Отмечено, что уровень зависимости регионов от федерального бюджета с каждым годом растет. Показано преобладание в структуре налоговых доходов субфедеральных бюджетов расщепляемых налогов при нестабильности устанавливаемых нормативов отчислений от федеральных налогов. Выводы. Сделаны выводы о том, что многие страны с федеративным устройством постепенно отходят от применения расщепляемых налогов в сторону предоставления большей налоговой автономии регионам, а в России абсолютно во всех регионах преобладающая часть налоговых доходов формируется за счет отчислений от общегосударственных налогов, что ставит их в зависимость от центра и развивает иждивенческие настроения.
Вылкова Е.С., Позов И.А. Налоговое состояние субъекта РФ: теория, методология, методика диагностики: монография. СПб.: КультИнформПресс, 2014. 262 с.
Hayato Kato. The importance of government commitment in attracting firms: A dynamic analysis of tax competition in an agglomeration economy // European Economic Review. 2015. Vol. 74. P. 57–78. doi: 10.1016/j.euroecorev.2014.11.008
Dirk Foremny. Sub-national deficits in European countries: The impact of fiscal rules and tax autonomy // European Journal of Political Economy. 2014. Vol. 34. P. 86–110. doi: 10.1016/j.ejpoleco.2014.01.003
Richard Row, Alan Duhs. Reducing Vertical Fiscal Imbalance in Australia: Is There a Need for State Personal Income Taxation? // Economic Analysis and Policy. 1998. Vol. 28. № 1. P. 69–83. doi: 10.1016/S0313-5926(98)50005-7
Anthony J. Makin, Julian Pearce. How sustainable is sub-national public debt in Australia? // Economic Analysis and Policy. 2014. Vol. 44. № 4. P. 364-375. doi: 10.1016/j.eap.2014.10.001
François Vaillancourt, Violeta Ruiz Almendral. Autonomy in subnational income taxes: Evolving powers, existing practices in seven countries. McGill-Queen's University Press, 2013. 142 p.
Richard E. Wagner. Charging for government: User charges and earmarked taxes in principle and practice. Routledge, 2013. 202 p.
Almos T. Tassonyi. Comparative public budgeting: Global perspectives on taxing and spending. By George M. Guess and Lance T. LeLoup, State University of New York Press: Albany, NY, 2010, PB. P. 80–81. doi: 10.1002/pad.1617
Molly Michelmore. Tax and spend: The welfare state, tax politics, and the limits of American liberalism. University of Pennsylvania Press, 2012. 256 p.
Taxation and state-building in developing countries: Capacity and consent. Ed. by Deborah A. Brautigam, Odd-Helge Fjeldstad and Mick Moore. Cambridge University Press, 2008. 308 p.
Шаш Н.Н., Бородин А.И. Приоритеты бюджетной политики России и бюджетные проблемы регионов // Вестник Удмуртского университета. 2014. № 2-1. С. 116–123.
William J. McCluskey, Gary C. Cornia, Lawrence C. Walters. A Primer on Property Tax: Administration and Policy. Blackwell Publishing Ltd., 2013. 394 p.
Christoph A. Schaltegger, Frank Somogyi, Jan-Egbert Sturm. Tax competition and income sorting: Evidence from the Zurich metropolitan area // European Journal of Political Economy. 2011. Vol. 27. № 3. P. 455-470. doi: 10.1016/j.ejpoleco.2011.01.004
Малис Н.И. Налоговые поступления в региональные бюджеты: резервы роста // Финансовый журнал. 2015. № 2. С. 25-32.
Понкратов В.В. Укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов в России – налоговые меры // Экономические науки. 2012. № 90. С. 7-12.
Березин М.Ю. Механизм образования в бюджетах собственных, закрепленных и регулирующих налоговых доходов // Право и экономика. 2005. № 11. С. 37–40.
Пинская М.Р. Налоговая база территории: конкуренция и меры по расширению // Налоговая политика и практика. 2011. № 8. С. 26–30.
Пансков В.Г. Бюджетная самостоятельность и инвестиционная активность регионов // Инновационное развитие экономики. 2013. № 1. С. 111–115.
Киреенко А.П., Орлова Е.Н. Проявления региональной налоговой политики в условиях российского бюджетного федерализма // Регион: экономика и социология. 2014. № 1. С. 193-217.
Истомина Н.А. Региональная практика установления дифференцированных нормативов отчислений по налогам для бюджетов муниципальных образований // Известия Уральского государственного экономического университета. 2011. № 6. С. 28-40.