Пинская М.Р.доктор экономических наук, директор Центра налоговой политики и налогового администрирования Института финансово-экономических исследований, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация MPinskaya@fa.ru
Предмет. Статья посвящена развитию экономического потенциала Крыма с помощью механизма свободной экономической зоны. Цели. Предложить варианты создания экономических зон на полуострове Крым с учетом налоговых и таможенных преференций, предусмотренных федеральным законодательством. Методология. Использованы метод индуктивного познания, системный подход, анализ и синтез. Результаты. Выявлено, что участники свободной экономической зоны имеют наибольшие преференции по страховым взносам по сравнению с иными льготными категориями плательщиков. Предложено распространить в отношении постоянно проживающих на территории Крыма граждан Украины порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы, аналогичный для граждан Республики Беларусь и Республики Казахстан. Разработана методика расчета изменения величины совокупной налоговой нагрузки для участников свободной экономической зоны, позволяющая отслеживать сохранение гарантированных государством льготных условий налогообложения на период функционирования зоны. Выводы. Сделан вывод о том, что на федеральном уровне создана нормативная правовая база, позволяющая раскрыть экономический потенциал Крыма с помощью механизма промышленно-производственной зоны в Керчи и в Севастополе, портовой зоны на базе аэропорта Симферополя и порта Керчь, туристских кластеров на территориях Западного, Восточного побережья и Южного берега Крыма, а также способствующая развитию агропромышленного комплекса, основанного на водосберегающих технологиях.
Ключевые слова: Крым, свободная экономическая зона, единый сельхозналог, упрощенная система налогообложения, налоговая льгота
Список литературы:
Вылкова Е.С., Красавин В.И. Проблемные вопросы регулирования налогообложения субъектов предпринимательской деятельности в особых экономических зонах // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2012. № 5. С. 24-28.
Барашева Т.И. Приоритеты институциональных преобразований в налогово-бюджетной сфере // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2013. Т. 5. № 36. С. 57-61.
Рыкова И.Н., Кораблев Д.В. Приоритизация государственной политики развития Дальнего Востока // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2014. № 3. С.76-88.
Никулина С.И. Опыт привлечения иностранных инвестиций в КНР // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2014. № 3. С. 167-175.
Zee H.H., Stotsky J.G., Ley E. Tax Incentives for Business Investment: A Primer for Policy Makers in Developing Countries // World Development. 2002. Vol. 30. № 9. P. 1497–1516. doi: 10.1016/S0305-750X(02)00050-5
Justmana M., Thisseb J.-F., Van Yperselee T. Fiscal competition and regional differentiation // Regional Science and Urban Economics. 2005. Vol. 35. № 6. P. 848–861. doi: 10.1016/j.regsciurbeco.2005.04.001
Gaigné C., Wooton I. The gains from preferential tax regimes reconsidered // Regional Science and Urban Economics. 2011. Vol. 41. № 1. P. 59-66. doi: 10.1016/j.regsciurbeco.2010.08.002
Papke L.E. Tax policy and urban development: Evidence from the Indiana enterprise zone program // Journal of Public Economics. 1994. Vol. 54. № 1. P. 37-49.
Bauer Ch.J., Davies R.B., Haufler A. Economic integration and the optimal corporate tax structure with heterogeneous firms // Journal of Public Economics. 2014. Vol. 110. P. 42–56. doi: 10.1016/j.jpubeco.2013.12.001
Deng Z., Falvey R., Blake A. Trading market access for technology? Tax incentives, foreign direct investment and productivity spillovers in China // Journal of Policy Modeling. 2012. Vol. 34. № 5. P. 675–690.
Татаркин А.И., Татаркин Д.А. Саморазвитие регионов в контексте федеративных отношений // Пространственная экономика. 2008. № 4. С. 60-70.
Гаврилова Н.М. Территории инновационного развития России // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2012. № 4. С. 81-90.
Sachs Jeffrey. An update on reform in Eastern Europe and Russia // China Economic Review. 1993. Vol. 4. № 2. P. 85–87. doi: 10.1016/1043-951X(93)90010-W
Chirinko R.S., Wilson D.J. State investment tax incentives: A zero-sum game? // Journal of Public Economics. 2008. Vol. 92. № 12. P. 2362–2384.
Eichner Thomas, Pethig Rüdiger. Pricing the ecosystem and taxing ecosystem services: A general equilibrium approach // Journal of Economic Theory. 2009. Vol. 144. № 4. P. 1589–1616. doi: 10.1016/j.jet.2009.01.008
Bondonio D., Greenbaum R.T. Do local tax incentives affect economic growth? What mean impacts miss in the analysis of enterprise zone policies // Regional Science and Urban Economics. 2007. Vol. 37. № 1. P. 121–136.
Cheng Hui Fang, Gutierrez Margarida, Mahajan Arvind, Shachmurove Yochanan, Shahrokhi Manuchehr. A future global economy to be built by BRICs // Global Finance Journal. 2007. Vol. 18. № . P. 143–156. doi: 10.1016/j.gfj.2006.04.003
Малис Н.И., Гончаренко Л.И. Интеграция Республики Крым и г. Севастополя в налоговую систему России // Финансы. 2015. № 1. С. 39-43.
Тихонова А.В. Налоговое регулирование аграрного сектора: оценка и проблематика // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2014. № 6. С. 25-34.
Савина О.Н. Оценка эффективности налоговых льгот в современной практике налогообложения и направления ее совершенствования // Налоги и налогообложение. 2013. № 8. С. 579-598.