Алпатова Э.С.доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и бухгалтерского учета, Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, Набережные Челны, Российская Федерация elsa6elsa2012@mail.ru
Гимадиева Л.Р.аспирантка кафедры экономики предприятий, Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, Набережные Челны, Российская Федерация leigi@list.ru
Предмет. Межбюджетные отношения, складывающиеся в процессе формирования экономических взаимоотношений региона и центра, проблемы и противоречия, возникающие в данных взаимоотношениях, а также нормативно-правовые акты, регулирующие осуществление хозяйственной деятельности субъектов Российской Федерации в условиях рыночной экономики. Цели. Целостно-логическое исследование сущности, структуры и организации взаимодействия регионов и центра, а также рассмотрение особенностей их сосуществования в современных условиях в Российской Федерации. Методология. При написании работы использованы следующие общенаучные методы: каузальный, научной абстракции, статистический, сравнение, анализ и синтез, системный подход. Результаты. Показано, что бюджетная система региона представляет собой инструмент проведения администрацией региона активной экономической политики. Дана характеристика общим принципам развития существующей системы межбюджетных отношений на региональном и местном уровнях, выявлены административные и экономические барьеры на пути развития этой системы. Проанализированы аспекты, влияющие на выстраивание рациональной модели межбюджетных отношений. Определена необходимость совершенствования действующего налогового законодательств в области расширения фискальных полномочий региональных и местных органов власти. Представлены научно-практические рекомендации по вопросу реорганизации бюджетных отношений региона и центра, позволяющие регионам выйти на путь саморазвития и самодостаточности. Выводы. Основные теоретические положения и выводы могут быть использованы для дальнейшей научной разработки проблем институциональных аспектов бюджетной системы на различных уровнях бюджетной системы и их взаимосвязи. Выводы, содержащиеся в работе, имеют значение для характеристики институциональной среды бюджетной системы Российской Федерации. Отдельные положения и выводы данной работы могут использоваться муниципальными образованиями Российской Федерации при формировании бюджетов и повышении их доходной части.
Савиных Т.С. Бюджетный федерализм: понятие и сущность // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. 2007. № 2. С. 102–104.
Калюжнова Н.Я. Конкурентоспособность российских регионов в условиях глобализации: монография. М.: ТеИС, 2013. 526 с.
Барышников Д.А. К вопросу о межбюджетных отношениях в Российской Федерации // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. 2014. № 2. С. 160–163.
Ермолаева М.А. Кононова Е.Н. Состояние и проблемы развития бюджетного федерализма как принципа организации бюджетной системы Российской Федерации // Вестник молодых ученых и специалистов Самарского государственного университета. 2013. № 2. С. 111–116.
Быков В.Ф., Кручак Н.А. Неформальная деятельность власти и бизнеса в развитии социальной инфраструктуры и использовании государственного и муниципального имущества // Власть и управление на Востоке России. 2012. № 2. С. 24–30.
Завьялов Д.Ю. Целевое межбюджетное регулирование в бюджетной системе РФ как инструмент бюджетного управления // Финансы. 2012. № 10. С. 9–13.
Капицкая О.В. Финансовый федерализм и методы бюджетного выравнивания регионов // Наука и современность. 2012. № 15-4. С. 61–65.
Казаков В.В., Савиных Т.С. Особенности бюджетного федерализма в России // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 334. С. 110–113.
Гильванова Д.М. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения в Российской Федерации // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2014. № 16. С. 143–147.
Сайфиева С.Н. Российская финансовая и налоговая политика: современное состояние и перспективы развития // ЭКО. 2012. № 2. С. 97–116.
Артемьева С.С., Макейкина С.М. Бюджетное выравнивание в условиях развития бюджетного федерализма // Вестник Мордовского университета. 2009. № 3. С. 79–84.
Пинская М.Р. Развитие налогового федерализма в России: монография. М.: Социум, 2010. 178 с.
Аветисян И.А. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения в Российской Федерации // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2011. № 1. С. 115–131.
Грицюк Т.В.,Котилко В.В. Бюджетный федерализм и баланс интересов: сущность и принципы функционирования // Государственный советник. 2014. № 4. С. 25–30. URL: Link.
Атанов Н.И., Бадмаева М.В., Егоров М.М. Проектный и пространственный подходы к развитию региональной экономики: сравнительные характеристики // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № SD. С. 3–9.
Николаев В.А. Перспективы децентрализации налоговых полномочий в России // ЭКО. 2013. № 2. С. 102–113.
Силуанов А.Г. Анализ возможностей совершенствования механизма «отрицательного трансферта» в России // Экономическая политика. 2011. № 3. С. 70–80.
Ткачева Т.Ю. Необходимость и пути совершенствования Российской модели бюджетного федерализма // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2011. № 1. С. 149–159.
Ляхова Н.И., Хицков И.Ф., Шишкина Н.В. Направления развития бюджетного федерализма в России // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2014. № 1-2. С. 311–315.
Евстафьева Е.В., Ивентичева Т.В. Формирование эффективного механизма поддержки малого и среднего предпринимательства // Проблемы современной науки. 2013. № 7-3. С. 144–149.
Чистякова Н.О. Разработка методических подходов к оценке институтов инновационной системы регионов // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Экономика. 2015. № 1. С. 82–93.