Индекс Берча как индикатор конкурентоспособности бизнеса на региональном сегменте рынка перерабатывающей промышленности на примере рынка соков Краснодарского края
Глухих Л.В.доктор экономических наук, доцент кафедры маркетинга и торгового дела, Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация GluhihL@bk.ru
Родин Д.Я.доктор экономических наук, доцент кафедры денежного обращения и кредита, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Российская Федерация rodin17@mail.ru
Комисарова Е.М.магистрант экономического направления, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Российская Федерация GluhihL@bk.ru
Тема. Статья посвящена проблемам развития предприятий малого и среднего предпринимательства на современном этапе экономического развития общества в условиях конкурентной рыночной среды. Цель и задачи. Целью исследования является разработка механизмов развития предпринимательской активности компаний-драйверов экономического роста с использованием конкурентных преимуществ. Задачами исследования являются: определение теоретических аспектов воздействия рыночных сил на формирование деловой активности компаний; раскрытие и адаптация зарубежных подходов по формированию новых методик оценки уровня экономического роста региональных компаний; формирование авторского механизма по созданию и продвижению качественных инновационных продуктов на региональный потребительский рынок; выявление конкурентных преимуществ и стратегических инициатив компаний-драйверов на региональном рынке соковой промышленности. Методология. Методологическая основа исследования строится на анализе и синтезе научных знаний, накопленных в исследуемой области. В работе использованы методы системного анализа, маркетингового исследования рынка, исследования системных взаимосвязей, индукции и дедукции, а также монографический метод. Результаты. Определена позитивная роль воздействия рыночных сил на формирование и реализацию конкурентных преимуществ в области разработки и внедрения конечного инновационного продукта, несущего как добавленную, так и потребительскую стоимость. Выявлено, что доля «газелей» в отраслях экономики невелика, и большинство малых предприятий развиваются медленно. Доказано, что применение в микро- и макроэкономике индекса Девида Берча способствует выявлению наиболее проблемных и уязвимых точек современной российской системы предпринимательства. Выделены среди локальных компаний по производству соков компании «газели», обладающие сильными позитивными импульсами роста российской экономики. Выводы. Реализация предложенных подходов и механизмов развития предпринимательской активности предприятий малого и среднего бизнеса направлена на реализацию их конкурентных преимуществ. На современном этапе модернизации и политики импортозамещения смещается вектор в сторону развития и дальнейшего совершенствования механизма государственно-частного партнерства.
Ключевые слова: «газель», малый и средний бизнес, инновации, индикатор Берча, предпринимательство
Список литературы:
Birch D.L. The Job Generation Process. Cambridge, MA: MIT Program on Neighborhood and Regional Change, 1979. 52 p.
Neumark D., Wall B., Zhang J. Do small businesses create more jobs? New evidence from the National establishment time series // NBER Working Paper. 2008. February. № 13818.
Birch D., Medoff J. Gazelles. In: «Labor Markets, Employment Policy, and Job Creation». Solomon L.C., Levenson A.R. (Eds.). Westview: Boulder, Co. 1994. P. 159–168.
Тарануха Ю.В. Стратегии поведения в современной конкуренции // Маркетинг в России и за рубежом. 2014. № 2. С. 68–84.
Moore J.F. The Death of Competition: Leadership and Strategy in the age of Business Ecosystems. N.Y. HarperBusiness, 1996.
Полунин Ю.А., Юданов А.Ю. Хрупкая сила среднего бизнеса // Эксперт. 2013. № 20. С. 38–48.
Юданов А.Ю. Носители предпринимательства: фирмы-газели в России // Журнал новой экономической ассоциации. 2010. № 5. С. 91–108.
Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.715 с.
Рыбаков Ф.Ф. Перспективы социально-экономического развития Санкт-Петербурга // Экономическое возрождение России. 2008. № 1. С. 56–61.
Thomson A.A. Jr., Strickland A.J. Strategic Management: Concept and Cases. 3rd edition Plano, Tex, Business publications, 1984. 1034 p.
Полунин Ю.А. Средний бизнес и консервативные экономические отношения // Эксперт. 2014. № 26. С. 1–4.
Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 454 с.
Думачев В.Н., Родин В.А. Эволюция антагонистически-взаимодействующих популяций на базе двумерной модели Ферхюльста-Пирла // Математическое моделирование. 2005. Т. 17. № 7. С. 11–22.
Юданов А., Думная Н. и др. Гении национального бизнеса // Эксперт. 2007. № 16. С. 4–6.
Танака Х. Увеличение конкурентоспособности национальной промышленности путем использования открытых инноваций и управления метапрограммами // Управление проектами и программами. 2011. № 3. С. 45–58.
Танака Х. Сценарии управления в многоукладной культуре УП: опыт Японии // Управление проектами и программами.2010. № 4. С. 39–52.
Хамел Г., Пахалад К.К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. М.: Олимп-Бизнес, 2002. 288 с.
Лапшина С.Н., Кравцевич К.В., Берг Д.Б. Динамика роста экономических «газелей» // Известия Уральского государственного экономического университета. 2011. № 2. С. 53–61.
Виньков А.Е. Создатели будущего – газели с мозгом обезьяны // Эксперт. 2011. № 10. С. 1–7.
Kirillovskaya A.A. Industrial Policy on the Threshold of the XXI Century: Necessity and Comparative Aspect. Athens: ATINER'S Conference Paper Series. 2012. № ECO2012-0323.