Канева М.А.кандидат экономических наук, ведущий инженер Новосибирской экономической лаборатория, Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН, Новосибирск, Российская Федерация старший научный сотрудник лаборатории бюджетной политики, Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара, Москва, Российская Федерация mkaneva@gmail.com
Предмет. Статья посвящена государственно-частному партнерству как форме реализации совместных проектов государства и бизнеса в здравоохранении. Цели. Обзор успешных примеров по реализации моделей государственно-частного партнерства в развитых странах и в нашей стране, анализ сильных и слабых сторон внедренных этих моделей, а также разработка рекомендаций по дальнейшему развитию государственно-частного партнерства в Новосибирской области. Методология. Основным методом исследования является метод кейс-стади, то есть всестороннее рассмотрение и анализ уже созданных моделей государственно-частного партнерства и опыта их функционирования. Также использовались статистический и сравнительный анализы. Результаты. Проанализированы модели государственно-частного партнерства эксплуатации госпиталей в Великобритании, Испании и Австралии, отдельно рассмотрена модель «Альзира». Изучен российский опыт внедрения механизма государственно-частного партнерства в инфраструктурных проектах, проектах аутсорсинга, а также крупных федеральных проектах по созданию социально значимых продуктов. Сформулированы рекомендации по развитию модели государственно-частного партнерства в Новосибирской области на основе анализа ее институциональной среды и прошлого опыта заключения концессионных соглашений. Показано, что Новосибирская область может успешно внедрять модель «Альзира» при строительстве онкологического центра, а также использовать опыт Пермского края по аутсорсингу службы «Скорой помощи». Выводы. Государственно-частное партнерство способствует модернизации отрасли здравоохранения на федеральном и региональном уровнях, а также приводит к росту качества предоставляемых услуг населению. Для эффективной использования государственно-частного партнерства в Новосибирской области должен быть создан координационный орган, осуществляющий мониторинг и оценку проектов государственно-частного партнерства в течение их жизненного цикла.
Жиляева Е.П., Ефремов Д.В. Усиление активности регионов в области инноваций и законодательства в здравоохранении // Бюллетень научно-исследовательского института общественного здоровья РАМН. 2014. № 1. С. 108–111.
Добрусина М.Е., Завьялова Г.Н., Тулупова О.Н., Хлынин С.Н. Государственно-частное партнерство как инновационная форма развития российского здравоохранения // Вестник Томского университета. 2011. № 1. C. 142–147.
Бердникова Е.Ф., Райская М.В. Государственно-частное партнерство: основные тенденции и перспективы развития в РФ // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. № 11. С. 275–279.
Roerich J., Lewis M.A., George G. Are public-private partnerships a healthy option? A systemic literature review // Social Science and Medicine. 2014. Vol. 13. P. 110–119.
Barrows D., McDonald H.I., Susapol A.B., Dalton-Jez O., Harvey-Rioux S. Public-private partnership in Canadian health care: a case study of the Brampton Civic Hospital // OECD Journal on Budgeting. 2012. № 12/1. P. 1–14.
Грачев М.М., Шебашева Е.В. Государственно-частное партнерство: история и перспективы развития в сфере здравоохранения // Инновационные технологии управления и права. 2014. № 3. С. 131–135.
Сухих С.В., Вершинина Е.Л., Вершинин Е.Б. Формирование и развитие государственно-частного партнерства на рынке медицинских услуг // Вестник Казанского технологического университета. 2010. № 10. С. 425–430.
Разумовский А.В., Полина Н.А., Коптева Л.Н. Перспективы развития государственно-частного партнерства в здравоохранении // Медицинский альманах. 2013. № 2. С. 19–23.
Канева М.А. Государственно-частное партнерство как механизм устойчивого развития: на примере Новосибирской области // Актуальные проблемы развития Новосибирской области и пути их решения: сб. науч. тр. В 2-х ч. Ч. 2: Современные инструменты планирования и развития экономики Новосибирской области. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2014. С. 208–228.
McKee M., Edwards N., Atun R. Public-private partnership for hospitals // Bulletin of the World Health Organization. 2006. Vol. 84. P. 890–896.
De Rosa Toner A. Lessons from Spain: the Alzira Model. The King’s Fund International Integrated Care Summit. London, 2012. May 1.
Хайруллина И.С. Проблемы внедрения аутсорсинга в российское здравоохранение // Проблемы современной экономики. 2009. № 4. C. 382–385.
Воробьев К.Ю. Аутсорсинг: понятие, особенности, преимущества // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Сер.: Гуманитарные науки. 2013. № 4. С. 193–196.
Сюткин М.В. Государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения в регионах России // Проблемы современной экономики. 2011. № 4. С. 314–316.
Окольнишникова И.Ю., Каточков В.М. Формирование и развитие новых форм организации и управления хозяйствующими субъектами здравоохранения (на примере государственно-частного партнерства) // Вестник ЮУрГУ. 2009. № 29. С. 19–25.
Мельникова Н.С. Согласование интересов власти и бизнеса как элемент управления социально-экономическим развитием региона // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3. Экономика. Экология. 2014. № 2. С. 37–43.
Максимкина Е.А. Государственная политика в области лекарственного обеспечения населения Российской Федерации // Новая аптека. 2014. № 6. С. 13–14.
Соколов С.Л. Формы государственно-частного партнерства в социально значимых отраслях экономики // Сибирская финансовая школа. 2012. № 3. С. 56–61.
Мишон Е.В. О целесообразности использования государственно-частного партнерства в качестве инструмента совершенствования управления здравоохранением // Вестник ВГУ. Сер.: Экономика и управление. 2015. № 1. С. 126–129.
Терентьева E.A., Василенкова Н.В. Альтернативы использования механизма государственно-частного партнерства в здравоохранении Российской Федерации // Вопросы региональной экономики. 2014. T. 21, № 4. С. 112–115.