Веселов К.С.преподаватель кафедры маркетинга, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Нижний Новгород, Российская Федерация kveselov@hse.ru
Назаров М.Г.кандидат экономических наук, доцент кафедры венчурного менеджмента, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Нижний Новгород, Российская Федерация mgnazarov@hse.ru
Широкова Д.В.студентка магистерской программы «Менеджмент», Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Нижний Новгород, Российская Федерация dvshirokova@gmail.com
Предмет. В связи с кризисными явлениями в мировой и национальной экономике проблема предпринимательства приобретает особую актуальность, темпы развития которого определяются не только качеством самих предпринимателей, но и уровнем развития предпринимательской экосистемы. Цели и задачи. Выявление факторов, оказывающих влияние на развитие экосистемы предпринимателей Нижегородского региона. Задачи исследования: анализ информации из открытых источников в целях оценки наличия и развития элементов предпринимательской экосистемы (финансирование, система поддержки, политика в отношении предпринимательства, рынки, человеческие ресурсы, научно-исследовательская и опытно-конструкторская деятельность, качество жизни); уточнение оценок компонент предпринимательской экосистемы с использованием экспертного интервью. Методология. Исследование носило поисковый характер и проходило в три этапа. На первом этапе в результате анализа информации из открытых источников сделана оценка наличия и уровня развития элементов экосистемы. На втором этапе на основе экспертного мнения были уточнены оценки компонент предпринимательской экосистемы (финансирование, государственное регулирование и законодательство, поддержка предпринимательства, развитие человеческого капитала, культура). На третьем этапе на основе анализа экспертных мнений были концептуализированы и оценены элементы предпринимательской экосистемы. Результаты. Выявлены основные сдерживающие факторы развития экосистемы: неразвитость финансового сектора и нестабильность налогового законодательства, недостаточная интегрированность предпринимательства со сферой высшего образования. Выводы. Полученные данные могут быть использованы для проведения количественной оценки развития предпринимательской экосистемы. Полученная от экспертов информация будет способствовать проведению операционализации концептов, представленных в модели предпринимательской экосистемы, и разработке инструментов количественной оценки ее развития.
Stam E. Entrepreneurial Ecosystems and Regional Policy: A Sympathetic Critique // European Planning Studies. 2015. Vol. 23. № 9. P. 1759–1769. doi: 10.1080/09654313.2015.1061484
Moore J.F. Predators and Prey: A New Ecology of Competition // Harvard Business Review. 1993. Vol. 71. № 3. P. 75–86.
Ben Letaifa S., Rabeau Y. Too Close to Collaborate? How Geographic Proximity Could Impede Entrepreneurship and Innovation // Journal of Business Research. 2013. Vol. 66. № 10. P. 2071–2078. doi: 10.1016/j.jbusres.2013.02.033
Hansen E.L. Entrepreneurial Networks and New Organization Growth // Entrepreneurship: Theory and Practice. 1995. Vol. 19. № 4. P. 7–19.
Butler J.E., Hansen G.S. Network Evolution, Entrepreneurial Success, and Regional Development // Entrepreneurship and Regional Development. 1991. Vol. 3. № 1. P. 1–16. doi: 10.1080/08985629100000001
Mason C., Brown R. Entrepreneurial Ecosystems and Growth Oriented Entrepreneurship. The Hague, Netherlands, 2014. 38 p.
Greve A., Salaff J.W. Social Networks and Entrepreneurship // Entrepreneurship Theory and Practice. 2003. Vol. 28. № 1. P. 1–22. doi: 10.1111/1540-8520.00029
Brundin E. et al. Triple Helix Networks in a Multicultural Context: Triggers and Barriers for Fostering Growth and Sustainability // Journal of Developmental Entrepreneurship. 2008. Vol. 13. № 1. P. 77–98. doi: 10.1142/S1084946708000867
Schilling M.A., Phelps C.C. Interfirm Collaboration Networks: The Impact of Large-Scale Network Structure on Firm Innovation // Management Science. 2007. Vol. 53. № 7. P. 1113–1126. doi: 10.1287/mnsc.1060.0624
Vorley T., Mould O., Smith H.L. Introduction to Geographical Economies of Creativity, Enterprise and the Creative Industries // Geografiska Annaler. Ser. B: Human Geography. 2008. Vol. 90. P. 101–106. doi: 10.1111/j.1468-0467.2008.00280.x
Lawton Smith H., Glasson J., Chadwick A. The Geography of Talent: Entrepreneurship and Local Economic Development in Oxfordshire // Entrepreneurship & Regional Development. 2005. Vol. 17. P. 449–478. doi: 10.1080/08985620500247819
Sweeney G.P. Innovation, Entrepreneurs, and Regional Development. New York: St Martin's Press, 1987. 271 p.
Feld B. Startup Communities: Building an Entrepreneurial Ecosystem in Your City. Wiley, 2012. 224 p.
Lerner J. Boulevard of Broken Dreams: Why Public Efforts to Boost Entreprenuership and Venture Capital Have Failed – and What to Do about It. Princeton: NJ, USA. Princeton University Press, 2009, P. 241.
Ahmad N., Seymour R. Defining Entrepreneurial Activity: Definitions Supporting Frameworks for Data Collection // OECD Statistics Working Paper, 2008. P. 1–18.
Ács Z.J., Autio E., Szerb L. National Systems of Entrepreneurship: Measurement issues and policy implications // Research Policy. 2014. Vol. 43. № 3. P. 476–494. doi: 10.2139/ssrn.2008160
Isenberg D. The Entrepreneurship Ecosystem Strategy as a New Paradigm for Economic Policy: Principles for Cultivating Entrepreneurship. Babson Entrepreneurship Ecosystem Project. Dublin, from DanIsenberg 2011. URL: Link.
Isenberg D. Worthless, Impossible and Stupid: How Contrarian Entrepreneurs Create and Capture Extraordinary Value. Harvard Business Press, 2013. 256 p.
Lawton Smith H. Universities, Innovation, and Territorial Development: A review of the evidence // Environment and Planning C: Government and Policy. 2007. Vol. 25. P. 98–114. doi: 10.1068/c0561
Абдрахманова Г.И., Белоусова В.Ю., Голанд М.Ю., Гохберг Л.М. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. М.: ВШЭ, 2014. 88 с.