+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Региональная экономика: теория и практика»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Уровень образования и когнитивные способности населения третьего возраста

т. 14, вып. 8, август 2016

Получена: 09.12.2015

Получена в доработанном виде: 08.02.2016

Одобрена: 25.02.2016

Доступна онлайн: 16.08.2016

Рубрика: НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ И ДЕМОГРАФИЯ

Страницы: 164-175

Попова Л.А. доктор экономических наук, доцент, заместитель директора по научной работе, Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук, Сыктывкар, Российская Федерация 
popova@iespn.komisc.ru

Зорина Е.Н. научный сотрудник лаборатории проблем территориального развития, Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук, Сыктывкар, Российская Федерация 
zorina@iespn.komisc.ru

Предмет. В настоящее время в мире наблюдается демографическое старение населения, поэтому актуальным является исследование динамики уровня образования населения старше трудоспособного возраста и отношение пожилых людей к получению новых знаний, то есть к профессиональному переобучению.
Цели. Оценка уровня профессионального образования населения старше трудоспособного возраста в Российской Федерации и Республике Коми, выявление отношения пожилых людей к получению новых знаний и их реальной готовности к обучению как важнейших составляющих ресурсного потенциала населения третьего возраста, роль которого значительно возрастает в условиях высоких темпов старения населения.
Методология. В работе использовался анализ данных переписей населения и социологических обследований.
Результаты. Выявлено, что практически половина пенсионеров является высококвалифицированными специалистами, при этом 55% опрошенных считают, что людям старшего возраста обучение вполне под силу, а 35% сами желают пройти его. Определено, что 30% респондентов не только верят в способность пожилых людей учиться, но и лично хотели бы приобрести новые знания и навыки, а еще 13% – это профессионалы, которым переобучение не требуется, поскольку их навыки и умения хорошо востребованы. Показано, что люди старшего возраста не принимают участия в образовательных программах больше из-за существующих в обществе стереотипов, чем неспособности или нежелания проходить обучение.
Выводы. Снижение с возрастом доли занятых на прежнем рабочем месте в составе работающих пенсионеров подтверждает существование возрастной дискриминации даже на внутреннем рынке труда. Усиление экономических вызовов демографического старения диктует необходимость исключения из практики любых форм возрастной дискриминации в сфере занятости и образования и обеспечения условий для более полного использования интеллектуального потенциала пожилых людей.

Ключевые слова: демографическое старение, экономическая нагрузка, возрастная дискриминация, образовательный уровень, знания

Список литературы:

  1. Кудрин А., Гурвич Е. Старение населения и угроза бюджетного кризиса // Вопросы экономики. 2012. № 3. С. 52–79.
  2. Соловьев А.К. Демографические условия повышения пенсионного возраста в России // Народонаселение. 2015. № 2. С. 39–51.
  3. Роик В.Д. Пенсионная реформа: нужна концепция социального контракта поколений россиян для XXI века // ЭКО. 2012. № 2. С. 58–71.
  4. Владимиров Д.Г. Пожилые граждане на рынке труда: зарубежный опыт // Социологические исследования. 2013. № 6. С. 57–61.
  5. Римашевская Н.М., Доброхлеб В.Г. Старшее поколение как ресурс модернизации России // Народонаселение. 2013. № 3. С. 20–26.
  6. Смолькин А.А. Трудовой потенциал пожилых людей // Социологические исследования. 2014. № 5. С. 97–103.
  7. Walker A. Work and Income in the Third Age – an EU Perspective. The Geneva Papers on Risk and Insurance – Issues and Practice, 1994, vol. 19, iss. 4, pp. 397–407. doi: 10.1057/gpp.1994.26
  8. Appannah A., Biggs S. Age-Friendly Organisations: The Role of Organisational Culture and the Participation of Older Workers. Journal of Social Work Practice, 2015, vol. 29, no. 1. doi: 10.1080/02650533.2014.993943
  9. McVittie Ch., McKinlay A., Widdicombe S. Passive and Active Non-employment: Age, employment and the identities of older non-working people. Journal of Aging Studies, 2008, vol. 22, no. 3, pp. 248–255. doi: 10.1016/j.jaging.2007.04.003
  10. David de la Croix, Olivier Pierrard, Henri R. Sneessens. Aging and Pensions in General Equilibrium: Labor market imperfections matter. Journal of Economic Dynamics and Control, 2013, vol. 37, no. 1, pp. 104–124. doi: 10.1016/j.jedc.2012.06.011
  11. Bell D.N.F., Rutherford A.C. Older Workers and Working Time. The Journal of the Economics of Ageing, 2013, vol. 1-2, pp. 28–34. doi: 10.1016/j.jeoa.2013.08.001
  12. Hazan M. Longevity and Lifetime Labor Supply: Evidence and Implications. Econometrica, 2009, vol. 77, no. 6, pp. 1829–1863. doi: 10.3982/ECTA8107
  13. Kautonen T., Tornikoski E., Kibler E. Entrepreneurial Intentions in the Third Age: The impact of perceived age norms. Small Business Economics, 2011, vol. 37, no. 2, pp. 219–234. doi: 10.1007/s11187-009-9238-y
  14. Рогозин Д.М. Либерализация старения, или труд, знания и здоровье в старшем возрасте // Социологический журнал. 2012. № 4. С. 62–93.
  15. Елютина М.Э., Чеканова Э.Е. Пожилой человек в образовательном пространстве современного общества // Социологические исследования. 2003. № 7. С. 43–49.
  16. Brunello G., Comi S. The Side Effect of Pension Reforms on the Training of Older Workers. Evidence from Italy. The Journal of the Economics of Ageing, 2015, vol. 6, pp. 113–122. doi: 10.1016/j.jeoa.2015.02.001
  17. Hippolyte d'Albis, Fabrice Collard. Age Groups and the Measure of Population Aging. Demographic Research, 2013, vol. 29, no. 23, pp. 617–640. doi: 10.4054/DemRes.2013.29.23
  18. Skinner B.F., Vaughan M.E. Enjoy Old Age: A practical guide. New York, W.W. Norton & Company, 1997, 162 p.
  19. Ulpukka Isopahkala-Bouret. Graduation at Age 50+: Contested efforts to construct 'third age' identities and negotiate cultural age stereotypes. Journal of Aging Studies, 2015, vol. 35, pp. 1–9. doi: 10.1016/j.jaging.2015.07.001
  20. Vincent J. Old Age. London, Routledge, 2003, 184 p.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8733 (Online)
ISSN 2073-1477 (Print)

Свежий номер журнала

т. 22, вып. 10, октябрь 2024

Другие номера журнала