Фролов Д.П.доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой маркетинга, Волгоградский государственный университет, Волгоград, Российская Федерация ecodev@mail.ru
Предмет. В статье анализируются институциональные реформы в российской системе университетского образования и связанные с ними неформальные институциональные эффекты влияния на функционирование данной системы. Цели. Систематизация содержательной интерпретации неформальных институциональных эффектов, сопровождающих формальные институциональные изменения в ходе реформы системы университетского образования в Российской Федерации, а также аргументация их причинности. Методология. Методологической основой исследования является дескриптивный, эволюционный и каузальный институциональный анализ, а также метод включенного наблюдения за институциональными изменениями. Структура статьи базируется на сопоставлении основных целевых направлений политики образовательных реформ и связанных с ними комплексных институциональных эффектов. Результаты. Выявлены три основных вида неформальных институциональных эффектов, связанных с реформами российского университетского образования: имитация трансплантированных институтов вместо конвергенции с европейской институциональной моделью, гипербюрократизация вместо стандартизации образовательных процессов, доминирование количественной оценки (квантификация) институциональных изменений вместо качественной модернизации и оптимизации системы высшего образования. Аргументировано, что институциональные проблемы российского высшего образования связаны не столько с «провалами государства» в области выработки эффективной политики регулирования, сколько с их сочетанием с «провалами университетов», десятилетиями осуществлявших пассивно-адаптационные стратегии и имплицитно отказавшихся от статуса акторов гражданского общества. Выводы. Нарушение логики институционального проектирования в ходе реформы высшего образования привело к многочисленным трансплантационным и имитационным дисфункциям университетов.
Ключевые слова: конвергенция, имитация, стандартизация, гипербюрократизация, Болонский процесс
Список литературы:
Pejovich S. The Effects of the Interaction of Formal and Informal Institutions on Social Stability and Economic Development. Journal of Markets and Morality, 1999, vol. 2, no. 2, pp. 164–181.
Greif A., Laitin D. A Theory of Endogenous Institutional Change. American Political Science Review, 2004, vol. 98, no. 4, pp. 633–652. doi: 10.1017/S0003055404041395
Chavance B. Formal and Informal Institutional Change: The Experience of Postsocialist Transformation. The European Journal of Comparative Economics, 2008, vol. 5, no. 1, pp. 57–71.
Casson M.C., Della Giusta M., Kambhampati U.S. Formal and Informal Institutions and Development. World Development, 2010, vol. 38, no. 2, pp. 137–141. doi: 10.1016/j.worlddev.2009.10.008
Stensaker B., Valimaa J., Sarrico C.(eds). Managing Reform in Universities: The Dynamics of Culture, Identity and Organisational Change. N.Y., Palgrave Macmillan, 2012, 264 p.
Полтерович В.М. Трансплантация экономических институтов // Экономическая наука современной России. 2001. № 3. С. 24–50.
Лазар М.Г. Воздействие реформы высшего образования России на будущие кадры науки // Социология науки и технологий. 2015. Т. 6. № 1. С. 47–56.
Латова Н.В., Латов Ю.В. Обман в учебном процессе // Общественные науки и современность. 2007. № 1. С. 31–46.
Леонтьева Э.А. Стандарты и реальность: можно ли в российских вузах учиться по правилам // Вопросы образования. 2010. № 1. С. 208–224.
Бляхер М.Л. Гиперрегулирование в системе высшего образования // Отечественные записки. 2013. № 4. С. 49–59.
Панфилова Т.В. Реформирование высшего образования в России: демократизация или бюрократизация? // Общественные науки и современность. 2010. № 4. С. 65–72.
Slaughter S., Rhoades G. Academic Capitalism and the New Economy: Markets, State and Higher Education. Baltimore, The Johns Hopkins University Press, 2004, 384 p.
Shore C., Taitz M. Who 'Owns' the University? Institutional Autonomy and Academic Freedom in an Age of Knowledge Capitalism. Globalisation, Societies and Education, 2012, vol. 10, no. 2, pp. 201–219. doi: 10.1080/14767724.2012.677707
Mattei P. (ed.). University Adaptation in Difficult Economic Times. Oxford, Oxford University Press, 2014, 208 p.
Primeri E., Reale E. (eds). The Transformation of University Institutional and Organizational Boundaries: Organizational Boundaries. Rotterdam, Sense Publishers, 2015, 242 p.
Shore C., McLauchlan L. 'Third Mission' Activities and Academic Entrepreneurs: Commercialization and the Remaking of the University. Social Anthropology, 2012, vol. 20, iss. 3, pp. 267–286. doi: 10.1111/j.1469-8676.2012.00207.x
Beracs J. Emerging Entrepreneurial Universities in University Reforms: The moderating role of personalities and the social/economic environment. CEPS Journal, 2014, vol. 4, iss. 2, pp. 9–26.
Whitley R., Gläser J. The Impact of Institutional Reforms on the Nature of Universities as Organisations // Organizational Transformation and Scientific Change: The Impact of Institutional Restructuring on Universities and Intellectual Innovation (Research in the Sociology of Organizations, vol. 42). Emerald Group Publishing Limited, 2014, pp. 19–49.
Kirdina S. New Systemic Approach for Comparative Political and Economic Analysis. Review of Radical Political Economics, 2013, vol. 45, no. 3, pp. 341–348. doi: 10.1177/0486613413487167
Вольчик В.В., Зотова Т.А., Филоненко Ю.В., Фурса Е.В., Кривошеева-Медянцева Д.Д. Идентификация направлений институциональных изменений в сфере российского высшего образования // Вопросы регулирования экономики. 2015. Т. 6. № 2. С. 114–131.
Вольчик В.В. Реформирование российской системы высшего образования: роль мифов и институтов // TERRA ECONOMICUS. 2013. Т. 11. № 2. С. 94–103.
Балацкий Е.В. Синдром аритмии реформ в системе высшего образования // Журнал Новой экономической ассоциации. 2014. № 4. С. 111–140.