Терещенко Д.С.преподаватель кафедры экономики и управления производством экономического факультета, Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск, Российская Федерация dter@petrsu.ru
Щербаков В.С.преподаватель кафедры международных экономических отношений факультета международного бизнеса, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Омск, Российская Федерация chsherbakov.v@gmail.com
Предмет. Статья посвящена рассмотрению функционирования научно-образовательных учреждений в рамках регионального инновационного развития. Цели. Определение роли высших учебных заведений в инновационном развитии субъектов Российской Федерации. Методология. Существует целый ряд исследований, посвященных проработке теоретических моделей взаимосвязи между вузами и инновационным развитием, определяющих ключевую роль вузов. При этом ощущается недостаток эмпирических, эконометрических и статистических обоснований данной взаимосвязи, тем более на уровне субъектов Российской Федерации. В работе проведен корреляционный анализ связи между показателями научно-образовательной и инновационной системами региона. На основе метода инструментальных переменных доказано положительное влияние научно-образовательной деятельности на инновационное развитие региона. Результаты. Проведен обзор накопленных научных результатов по вопросам роли научно-образовательных организаций в региональных инновационных процессах. Установлены наиболее подходящие инструменты эмпирической оценки деятельности вузов, а также характеристики инновационного развития на региональном уровне Российской Федерации. Осуществлен эконометрический анализ влияния деятельности научно-образовательных организаций на региональное инновационное развитие. Определено, что рост количественных показателей деятельности образовательных учреждений ведет к активизации инновационной деятельности в регионе. Выводы. Существует множество потенциальных каналов, по которым высшие учебные заведения могут влиять на инновационное развитие региона. Приведенный эконометрический анализ, подтверждает статистически значимую взаимосвязь между деятельностью научных и образовательных организаций и характеристиками регионального инновационного развития, что является относительно не изученным явлением. Статья может использоваться при разработке и реализации стратегии экономического и инновационного развития регионов Российской Федерации.
Ключевые слова: региональная экономика, инновационное развитие, вуз, технологии, образование
Список литературы:
Easterly W., Levine R. It's Not Factor Accumulation: Stylized Facts and Growth Models. World Bank Economic Review, 2001, vol. 15, no. 2, pp. 177–219. doi: 10.1093/wber/15.2.177
Solow R.M. Technical Change and the Aggregate Production Function. The Review of Economics and Statistics, 1957, vol. 39, no. 3, pp. 312–320. doi: 10.2307/1926047
Terleckyj N. Direct and Indirect Effects of Industrial Research and Development on the Productivity Growth of Industries // New Developments in Productivity Measurement. Chicago, University of Chicago Press, 1980, pp. 357–386.
Griliches Z. Issues in assessing the contribution of research and development to productivity growth // R&D and Productivity: The Econometric Evidence. Chicago, University of Chicago Press, 1998, pp. 17–45.
Klenow P.J., Rodriguez-Clare A. The Neoclassical Revival in Growth Economics: Has It Gone Too Far? // NBER Macroeconomics Annual, 1997, vol. 12, pp. 73–114.
Mankiw N.G., Romer D., Weil D.N. A Contribution to the Empirics of Economic Growth. The Quarterly Journal of Economics, 1992, vol. 107, no. 2, pp. 407–437. doi: 10.2307/2118477
Young A. The Tyranny of Numbers: Confonting the Statictical Realities of the East Asian Growth Experience. The Quarterly Journal of Economics, 1995, vol. 110, no. 3, pp. 641–680. doi: 10.3386/w4680
Заркович А.В., Стрябкова Е.А. Место кластеров в региональной инновационной системе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 10-1. С. 184–187.
Табунов И.В. Система финансирования инновационной инфраструктуры на мезоуровне с учетом роли региональных властей // Транспортное дело России. 2011. № 10. С. 26–29.
Дежина И.Г., Пономарев А.К. 1000 лабораторий: новые принципы организации научной работы в России // Вопросы экономики. 2013. № 3. С. 70–82.
Фирсова А.А., Челнокова О.Ю. Модели взаимодействия университета и региона // Известия Саратовского университета. Сер. Экономика. Управление. Право. 2013. № 4. С. 619–623.
Chatterton P., Goddard J. The response of higher education institutions to regional needs. European Journal of Education, 2000, vol. 35, no. 4, pp. 475–496. doi: 10.1111/1467-3435.00041
Ананич М.И. О повышении роли университетов реиндустриализации экономики региона // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2015. Специальный выпуск. С. 64–70.
Кочетков К.Б., Супян В.Б. Роль университетов в формировании инновационной экономики регионов (опыт США и уроки для России) // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2010. № 4. С. 68–77.
Школьский Н.Ю. Регион, местный университет и проблемы развития территории // Совет ректоров. 2013. № 1. С. 52–59.
Малышев Е.А. Изменение институциональной роли высшей школы и науки в региональном саморазвитии // Правовое поле современной экономики. 2012. № 8. С. 71–76.
Алексеева О.В. Организация региональных инновационных систем в условиях формирования экономики знаний // Журнал правовых и экономических исследований. 2013. № 3. С. 118–120.
Сафонова К.И., Белкин В.Г., Ерышева С.А., Чмырь Ю.Ю. Роль и место вуза в современной экономической, национальной и региональной инновационных системах // Инновации в образовании. 2011. № 3. С. 49–59.
Пономарева С.А., Плеханов А.А. Механизм интеграции вузовской науки в региональную инновационную систему // Креативная экономика. 2012. № 1. С. 9–15.
Хайруллина М.В., Триерс С.В. Эффекты интеграции вузов в региональную инновационную систему // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2012. № 1. С. 210–213.
Новоселов С.В., Максименко А.А. Система подготовки специалистов для инновационной сферы в региональных условиях // Инновации. 2011. № 11. С. 81–85.
Плотников А.Н. Интеграция университетских комплексов с региональной инновационной системой // Интеграция образования. 2003. № 2. С. 25–29.
Селянинов А.В., Фролова Н.В. Практическое применение принципов эффективности и устойчивости в управлении национальной и региональными инновационными системами // Ars Administrandi. 2012. № 4. С. 81–93.
Миролюбова Т.В., Суханова П.А. Зарубежный опыт развития инновационной инфраструктуры университетов в региональных инновационных системах // Фундаментальные исследования. 2013. № 1. С. 215–220.
Суханова П.А. Действующая инновационная инфраструктура российских национальных исследовательских университетов в региональной инновационной системе: проблемы и решения // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4. С. 249–256.
Leydesdorff L., Etzkowitz H. The Triple Helix as a model for innovation studies. Science and Public Policy, 1998, vol. 25, no. 3, pp. 195–203. doi: 10.1093/spp/25.3.195
Etzkowitz H., Leydesdorff L. The dynamics of innovation: From National Systems and 'Mode 2' to a Triple Helix of university–industry–government relations. Research Policy, 2000, vol. 29, iss. 2, pp. 109–123. doi: Link00055-4
Gunasekara C. Reframing the Role of Universities in the Development of Regional Innovation Systems. The Journal of Technology Transfer, 2006, vol. 31, no. 1, pp. 101–113. doi: 10.1007/s10961-005-5016-4