Баклаева Н.М.старший преподаватель кафедры экономики и финансов, филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова в Пятигорске Ставропольского края, Пятигорск, Российская Федерация n.m.baklaeva@mail.ru
Предмет. В статье рассмотрены актуальные проблемы, препятствующие полноценной реализации экономических интересов регионов в сфере межбюджетных отношений в кризисных условиях развития экономики страны. Цели. Выявление проблем реализации экономических интересов регионов как субъектов межбюджетных отношений в условиях кризиса и определение возможных путей их решения на основе совершенствования системы межбюджетных отношений для преодоления существующих противоречий и согласования с экономическими интересами Российской Федерации. Методология. Применены комплексный и системный подходы к исследуемым процессам и явлениям, которые реализованы на основе применения общенаучных методов: научной абстракции, анализа и синтеза. Результаты. Проведена оценка состава, структуры и динамики различных видов доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, а также расходов, дефицита, долговой нагрузки. Выявлены следующие основные проблемы, препятствующие реализации региональных экономических интересов в современной системе межбюджетных отношений в условиях кризисного развития экономики: несбалансированность большинства бюджетов субъектов Федерации из-за сокращения темпов роста доходов или их снижения, низкого уровня налоговой автономии региональных органов власти и управления, установления федеральным законодательством налоговых льгот по региональным и местным налогам, увеличения расходных обязательств субъектов без обеспечения необходимым объемом доходных источников для их покрытия; высокий уровень долговой нагрузки регионов; усиление бюджетной асимметрии. Выводы. В России необходимо дальнейшее совершенствование системы межбюджетных отношений путем повышения самодостаточности экономического потенциала субъектов Федерации, в том числе за счет расширения налоговой автономии региональных органов власти и управления, использования внутренних резервов налоговой системы, повышения качества существующей системы распределения межбюджетных трансфертов, обеспечения региональных органов власти достаточными постоянными доходными источниками и/или необходимым финансовым обеспечением для финансирования уже закрепленных и/или новых полномочий.
Алексеев А.В. Российские кризисы нового века: хождение по кругу? // ЭКО. 2015. № 12. С. 32–44.
Алексеев А.В., Кузнецова Н.Н. Мировой глобализационный процесс: новые возможности или старые угрозы для России? // ЭКО. 2008. № 4. С. 3–20.
Мау В. Антикризисные меры или структурные реформы: экономическая политика России в 2015 году // Вопросы экономики. 2016. № 2. С. 5–33.
Силуанов А.Г. Пути совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации // Российское предпринимательство. 2012. № 2. С. 43–50.
Гершкович Б.Я. Экономические интересы, стимулирование, мотивация и вопросы экономической политики в Российской Федерации: монография. Пятигорск: ПГЛУ, 2005. 202 с.
Озеров Н.В. Оценка возможных изменений по поступлению налоговых доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации по отдельным видам налогов в 2009 году // Аудит и финансовый анализ. 2009. № 3. URL: Link.
Еременко Е.А. Специальные налоговые режимы и концепция справедливости налогообложения // Финансы. 2015. № 9. С. 79–80.
Малис Н.И. Совершенствование налогового механизма – путь к повышению доходов бюджета // Финансы. 2014. № 4. С. 32–36.
Тимофеева О.И. К вопросу об оценке эффективности налоговых льгот на региональном уровне // Финансы. 2016. № 4. С. 50–55.
Баклаева Н.М. Влияние мирового финансового кризиса на экономические интересы субъектов межбюджетных отношений в РФ // Развитие мировой экономики: современные тенденции и проблемы. Пятигорск: РИА-КМВ, 2011. С. 92–98.
Баклаева Н.М. Межбюджетные отношения в условиях финансового кризиса // Социально-экономические и правовые механизмы развития Северо-Кавказского региона. Пятигорск: ИнЭУ, 2010. Т. 2. С. 56–63.
Зубаревич Н.В. Региональное развитие и региональная политика в России // ЭКО. 2014. № 4. С. 6–27.
Тапсиев И.С., Фалькова Е.Н. Новый механизм перечисления межбюджетных трансфертов под фактическую потребность: практика, особенности и проблемы // Финансы. 2015. № 4. С. 39–43.
Пансков В.Г. Собираемость НДС: резервы есть, возможности не используются // Финансы. 2016. № 3. С. 22–27.
Сметанин С.В. Кредитование региональных и муниципальных бюджетов Федеральным казначейством // Финансы. 2015. № 7. С. 27–28.
Тапсиев И.С., Бондарчук А.В. Бюджетные кредиты как инструмент поддержания ликвидности счетов бюджетов // Финансы. 2016. № 6. С. 30–32.
Ильин В.В. Долговая политика субъектов Российской Федерации // Финансы. 2015. № 8. С. 22–26.
Галазова С.С., Булацев А.С. Межбюджетные отношения в системе региональной экономики // Экономика и предпринимательство. 2015. № 12-1. С. 1061–1064.
Пансков В.Г. О пополнении доходной части бюджетной системы // Финансы. 2014. № 8. С. 3–8.
Лавров А.М., Домбровский Е.А. Децентрализация бюджетных доходов: международные сравнения и российские перспективы // Финансы. 2016. № 5. С. 16–27.