Козлова С.Б.кандидат экономических наук, советник управления экономики и перспективного развития префектуры Южного административного округа Москвы, Москва, Российская Федерация sbkozlova@yandex.ru
Предмет. Статья посвящена исследованию учредительского финансового регулирования как наиважнейшей формы взаимодействия органов исполнительной власти и государственных бюджетных учреждений в сфере жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы. Цели. Разработка научно-практических положений о совершенствовании порядка финансового взаимодействия бюджетных учреждений жилищно-коммунального хозяйства и их учредителей, а также повышении эффективности использования бюджетных средств, передаваемых государственным бюджетным учреждениям для оказания государственных услуг. Методология. Исследование выполнено посредством общенаучных и специальных методов: анализа, сравнения, конкретизации и нормативного метода. Результаты. Систематизированы направления финансового взаимодействия государственных бюджетных учреждений и их учредителей. Выявлены специфические факторы, воздействующие на финансирование таких учреждений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также особенности использования учреждениями бюджетных средств, влияющие на их финансовую устойчивость. Выполнен сравнительный анализ методик финансового обеспечения государственного задания для федеральных и московских государственных бюджетных учреждений, позволивший определить влияние соответствующей методики на эффективность расходования средств бюджета и финансовое состояние учреждений. Предложены основные способы учредительского финансового регулирования. Разработаны экономические нормативы финансового резервирования для использования на практике. Выводы. Разработка и совершенствование направлений финансового регулирования содействуют организации эффективного контроля учредителя за перечисленными государственным бюджетным учреждениям бюджетными средствами, обеспечивают экономию бюджетных средств, формируют систему мотивации и стимулов для учреждений по рациональному использованию общественных финансов. В связи с существованием ряда законодательных норм, ограничивающих вмешательство учредителя в финансовую деятельность государственных бюджетных учреждений, отдельные меры регулирования могут быть реализованы на основе соглашений и носить локальный характер.
Абрамова М.А., Адрианов В.Д., Ахапкин Н.Ю., Бобков В.Н. и др. Российская социально-экономическая система: реалии и векторы развития: монография. М.: ИНФРА-М, 2014. 416 с.
Тамбовцев В.Л. Бюджетирование, ориентированное на результаты: какие именно? // Общественные финансы. 2008. № 17. С. 22–32.
Татаркин А.И. Региональная направленность экономической политики Российской Федерации как института пространственного обустройства территорий // Экономика региона. 2016. Т. 12. № 1. С. 9–27.
Корниенко О.Ю., Самонова И.Н. Проблемы развития ведомственного финансового контроля в Российской Федерации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 2. С. 94–97.
Ряховская А.Н. Государственное регулирование экономики: риски и перспективы // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. № 1. С. 60–67.
Паздникова Н.П., Шипицына С.Е. Стресс-тестирование в управлении бюджетными рисками региона // Экономика региона. 2014. № 10. С. 208–217.
Халтаева С.Р. Оптимальное формирование бюджета как основа социально-экономического развития региона // Глобальный научный потенциал. 2013. № 6. С. 131–133.
Шальнева М. Финансовая устойчивость организации: особенности классификации и факторы, влияющие на ее обеспечение // Финансовая жизнь. 2014. № 1. С. 79–84.
Еремин С.Г. К вопросу об объектах недвижимого и движимого имущества в структуре управления государственной собственностью // Право и экономика. 2014. № 10. С. 33–36.
Филиппова Л.В. Отчетность, как индикатор эффективности бюджетного учреждения // Новые технологии. 2015. № 2. С. 186–192.
Ряховская А.Н., Крюкова О.Г., Арсенова Е.В. Совершенствование действующей системы финансирования ЖКХ // Эффективное антикризисное управление. 2010. № 3. С. 74–79.
Арсенова Е.В., Кириллова А.Н., Кован С.Е., Ряховская А.Н. и др. Финансирование жилищно-коммунального комплекса: современные тенденции и перспективы: монография. М.: Финакадемия, 2008. 192 с.
Козлов Е.А. Финансовое обеспечение оказания государственных услуг некоммерческими организациями // Финансы. 2009. № 5. С. 18–22.
Федченко Е.А., Подволокина О.В. К проблеме формирования и финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания // Теория и практика общественного развития. 2011. № 6. С. 275–277.
Солянникова С.П. Факторы, влияющие на результативность государственных расходов // Экономика. Налоги. Право. 2013. № 5. С. 26–32.
Солянникова Л.П. Ответственная бюджетная политика в социальной сфере: проблемы разработки и реализации // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 5. С. 45–51.
Даниловских Т.Е., Даримова Я.С. Государственное (муниципальное) задание как основа финансового обеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2014. № 16. С. 200–206.
Кузьмина И.Г. Особенности финансирования государственных (муниципальных) учреждений социальной сферы // Путь науки. 2015. № 8. С. 39–42.
Курбатова С.С. Проблемы субсидирования бюджетных и автономных учреждений в контексте реформы государственных (муниципальных) учреждений // Социология и право. 2015. № 1. С. 78–88.
Фролкин А.В. Применимость метода финансового рычага при финансовом анализе бюджетных и автономных учреждений // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 8-7. С. 95–104.