Методические основы стратегического анализа основных тенденций развития отрасли «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» на примере Пермского края
Шалаева Л.В.кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита, Пермская государственная сельскохозяйственная академия, Пермь, Российская Федерация shalaewa2013@yandex.ru
Предмет. В современных условиях требуется переоценка стратегии развития сельского хозяйства в целом и отдельной сельскохозяйственной организации в частности. Информационной базой для этого могут послужить результаты стратегического управленческого анализа внешней среды, важнейшим направлением которого является анализ основных тенденций развития отрасли «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство». Цели. Разработка практических рекомендаций по постановке стратегического управленческого анализа тенденций развития отрасли в условиях внедрения инновационных механизмов управления, повышения эффективности и конкурентоспособности. Методология. Для разработки практических рекомендаций использован анализ и синтез данных Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю, министерства сельского хозяйства Пермского края. Результаты. Апробирована методика комплексной оценки тенденций внешней (ближней деловой) среды сельскохозяйственных организаций Пермского края. Определен низкий уровень конкурентоспособности субъектов сельскохозяйственного производства Пермского края в масштабах Приволжского федерального округа. Квалифицированы основные тенденции в развитии отрасли. Выявлены стратегические возможности сельскохозяйственных организаций по расширению внутреннего рынка сбыта мясной, молочной, яичной и овощной продукции. Выводы. Финансовое состояние сельскохозяйственных организаций поддерживается на достаточном для выживания и развития уровне только за счет субсидий. Это еще раз подтверждает вывод о том, что в условиях развития рыночных отношений наибольшую актуальность получили проблемы поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Практическая значимость исследования состоит в возможности приложения и использования полученных теоретико-методических выводов и результатов для разработки стратегий и программ социально-экономического развития предприятий агропромышленного комплекса, а также для совершенствования практики управления аграрным производством в условиях инновационного развития.
Ключевые слова: стратегический анализ, внешняя среда, сельское хозяйство, конкурентоспособность, рейтинг
Список литературы:
Ансофф И. Стратегический менеджмент: Классическое издание. СПб.: Питер, 2009. 344 с.
Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 454 с.
Богатая И.Н., Лазарева А.В. Практические аспекты использования стратегического анализа и учета в коммерческой организации // Учет и статистика. 2008. № 12. С. 165–170.
Керимов В.Э. О постановке стратегического анализа в коммерческих структурах // Вестник Финансового университета. 2005. № 4. С. 58–66.
Керимов В.Э. Использование методики SWOT-анализа для принятия стратегических управленческих решений в агрохолдингах // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2015. № 11. С. 39–41.
Крылов С.И. Развитие методологии анализа в сбалансированной системе показателей: монография. М.: Финансы и статистика, 2010. 152 с.
Илышева Н.Н., Крылов С.И. Учет, анализ и стратегическое управление инновационной деятельностью: монография. М.: Финансы и статистика, 2014. 216 с.
Фатхутдинов P.A., Воробьев Е.Г., Гофман В.Э., Гридин В.В. Конкурентоспособность: Россия и мир, 1992–2015. М.: Экономика, 2005. 608 с.
Гамбеева Ю.Н. Оценка региональной конкурентоспособности (на примере российских регионов) // Российское предпринимательство. 2013. № 21. С. 33–43.
Калюжнова Н.Я. Конкурентоспособность регионов в условиях глобализации: монография. М.: ТЕИС, 2003. 526 с.
Перский Ю.К., Калюжнова Н.Я., Мингалева Ж.А. и др. Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты: монография. М.: ТЕИС, 2003. 472 с.
Пономарева С.А., Губанова Е.С. Научные подходы к оценке конкурентоспособности региона: инновационный аспект // Креативная экономика. 2012. № 6. С. 15–19.
Данилов И.П. Конкурентоспособность регионов России (теоретические основы и методология): монография. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2007. 229 с.
Степаненко Е.И. Теория и методология системы показателей финансово-экономической деятельности организаций агропромышленного комплекса. М.: Маркетинг, 2007. 298 с.
Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии. М.: ACT, 2001. 272 с.
Жемухов А.Х. Проблема развития товарной стратегии на предприятии АПК // Вестник научных конференций. 2015. № 4-2. С. 68–69.
Мансуров Р.Е., Марченко Г.Н., Алтынбаева Э.Р. Проблемы повышения экономической эффективности и конкурентоспособности интегрированных агропромышленных структур: монография. Казань: КГЭУ, 2009. 331 с.
Шешукова Т.Г., Шалаева Л.В. Стратегический управленческий анализ внешней среды: монография. Пермь: Прокростъ, 2015. 139 с.
Шалаева Л.В. Внешняя среда как основной объект стратегического управленческого учета на примере сельскохозяйственных организаций Пермского края // Актуальные проблемы науки и агропромышленного комплекса в процессе европейской интеграции: материалы Международной научно-практической конференции, часть 2. Пермь: ПГСА, 2013. С. 124–129.