Пешина Э.В.доктор экономических наук, профессор кафедры государственных и муниципальных финансов, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Российская Федерация peshina@yandex.ru
Захаров А.С.заместитель директора департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа, Салехард, Российская Федерация a.zakharov89@mail.ru
Тема. Статья посвящена исследованию бюджетных ресурсов территорий (части территорий) субъектов Российской Федерации, отнесенных к Арктической зоне страны. Актуальность выбранной темы подтверждается тем, что проблемы бюджетов и межбюджетных отношений территорий Арктической зоны России к настоящему времени не получили широкой научной дискуссии. Одной из причин подобной ситуации является отсутствие официальной статистической информации по территориям, входящим в зону Арктики. Цели. Стоимостная оценка, анализ бюджетных показателей и обобщенная характеристика пространственной интеграции бюджетных ресурсов территорий, отнесенных к Арктической зоне Российской Федерации за 2008–2015 гг. Методология. В работе использованы общенаучные методы факторного анализа, теории систем, теории информации, сравнительно-исторического, межрегионального анализа, а также методы экспертных оценок и аналогий. Результаты. Представлены результаты исследования по четырем задачам: классификация субъектов Российской Федерации, полностью или частично отнесенных к северным районам (в том числе к Арктической зоне России), и расчет структурного состава населения северных территорий Российской Федерации на 01.01.2016; оценка бюджетных ресурсов территорий, отнесенных к Арктической зоне России с 2008 по 2015 гг.; сравнительный анализ динамики консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов субъектов Российской Федерации, полностью отнесенных к Арктической зоне России за восемь отчетных лет (2008–2015 гг.); показатели устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации, полностью отнесенных к Арктической зоне России, за выбранный исследуемый период. Выводы. Пространственную интеграцию бюджетных ресурсов в Арктической зоне России можно рассматривать как сложную систему, характеризующуюся полиструктурностью, полифункциональностью, многоуровневостью и пространственно-временной определенностью. Процесс развития территорий Арктики в дальнейшем будет представлять сложное многоуровневое взаимодействие.
Ключевые слова: пространственное распределение ресурсов, бюджетные ресурсы, Арктическая зона России, устойчивость бюджета, регион
Список литературы:
Агранат А.Г. Зарубежный Север. Очерки природы, истории, населения и экономики регионов. М.: АН СССР, 1957. 320 с.
Славин С.В. Освоение севера Советского Союза. М.: Наука, 1982. 208 с.
Арбатов А.Г. Арктика и стратегическая стабильность // Евроатлантическое пространство безопасности. М.: ЛЕНАНД, 2011. С. 332–337.
Лаженцев В.Н., Максимов А.А., Успенская И.Г. и др. Север как объект комплексных региональных исследований. Сыктывкар: Коми научный центр УрО РАН, 2005. 512 с.
Леонов С.Н. Особенности построения и проблемы реализации долгосрочных прогнозов развития Арктики Дальнего Востока России // Известия ИГЭА. 2013. № 5. С. 50–56. URL: Link.
Мазуров Ю.Л. Арктика: диалог в интересах развития // Вестник Московского университета. Сер. 5. География. 2011. № 3. C. 75–76.
Минакир П.А. Экономика и пространство (тезисы размышлений) // Пространственная экономика. 2005. № 1. С. 4–26.
Татаркин А.И., Петраков Н.Я., Цветков В.А. и др. Российская Арктика: современная парадигма развития. СПб.: Нестор-История, 2014. 844 с.
Татаркин А.И. Россия в Арктике: стратегические приоритеты изучения и комплексного освоения // Россия в XXI веке: глобальные вызовы и перспективы развития. М.: Перо, 2013. 1142 с.
Гаджиев Ю.А., Акопов В.И., Колечков Д.В. и др. Макроэкономическая динамика северных регионов России. Сыктывкар: Коми научный центр УрО РАН, 2009. 336 с.
Зайцева Е.И. Проблемы и пути повышения бюджетной обеспеченности северных регионов // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2011. № 27. С. 13–19.
Тюрнин В.А. Бюджетная обеспеченность субъектов РФ как один из показателей инновационного развития культурной среды (на примере северных регионов Российской Федерации) // Актуальные вопросы экономики, управления и права. 2012. № 3. С. 63–65.
Барашева Т.И., Барашева Е.Н. Приоритетные направления бюджетно-налогового регулирования в северных субъектах Российской Федерации // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 6. С. 525–535. URL: Link.
Захаров М.Н. Формирование механизмов устойчивого социально-экономического развития ресурсных регионов северного типа // Проблемы современной экономики. 2011. № 1. С. 203–204.
Матвиенко И.И. Финансовая устойчивость бюджетов регионов арктической зоны РФ // Экономика и предпринимательство. 2015. № 9-1. С. 490–493.
Барашева Т.И., Барашева Е.Н. Управление общественными финансами в регионах Севера и Арктики // Северный морской путь: развитие арктических коммуникаций в глобальной экономике «Арктика-2015». Мурманск: МГТУ, 2015. С. 205–206.
Гальцева Н.В. Социально-экономическое развитие северных и арктических регионов Дальнего Востока: потенциал, проблемы и пути решения // Арктика и Север. 2015. № 20. С. 18–28.
Кабанин Г.В. Необходимость налогового стимулирования в эффективном развитии Арктической зоны России // Научные труды преподавателей МАЭП. М.: Московская академия экономии и права, 2014. С. 16–26.
Алтынцев А.В. Бюджетные риски и ограничения при реализации документов социально-экономического развития арктических регионов // Комплексные научные исследования и сотрудничество в Арктике: взаимодействие вузов с академическими и отраслевыми научными организациями. Архангельск: ИД САФУ, 2015. С. 16–19.
Матвиенко И.И. Межбюджетные отношения регионов Арктической зоны Российской Федерации // Вопросы экономики и права. 2014. № 8. С. 185–188.
Захарчук Е.А., Пасынков А.Ф. Муниципальные образования Российской Арктики: критерии выделения и проблемы оценки финансового потенциала // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe, 2015, vol. 2, no. 2, pp. 46–51.
Нелюбова Н.Н. Финансовая устойчивость бюджетной системы Волгоградской области // Финансы. 2007. № 5. С. 69–70.