Бодрова Ж.А.заведующая кафедрой менеджмента, гостиничного сервиса и туризма, Екатеринбургский экономико-технологический колледж, Екатеринбург, Российская Федерация zhanna-bodrova@yandex.ru
Логинов М.П.доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры финансовых рынков и банковского дела, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Российская Федерация port-all@mail.ru
Тема. Статья посвящена нестандартным способам развития территорий. В их основу положено использование маркетинговых инструментов продвижения, финансовые затраты на применение которых минимально. Цели. Раскрытие сущности и особенностей формирования инвестиционного маркетинга и его видов, включая маркетинг имиджа, привлекательности, инфраструктуры, населения, а также обобщение опыта использования маркетинговых инструментов развития территории. Методология. Статья базируется на синтезе и сравнительном анализе различных исследовательских подходов. Результаты. Проведено исследование сущности инвестиционного маркетинга и его роли в развитии регионов Российской Федерации. Раскрыта суть формирования имиджа и инвестиционной привлекательности территорий, рассмотрены условия формирования благоприятного имиджа в целях привлечения инвестиций. Проанализированы различные подходы отечественных исследователей к понятию «инвестиционный маркетинг», приведены его подвиды, определены их особенности. Представлены элементы и виды инвестиционно-маркетинговой стратегии. Изучены инструменты и мероприятия по привлечению инвестиций на территории, изложены авторские подходы к маркетинговым инструментам, повышающим инвестиционную привлекательность территории. Выводы. Регионы Российской Федерации имеют свои особенности и причины неравномерности развития, вызванные социальными, экономическими, политическими, географическими, природно-климатическими, культурно-историческими и технологическими условиями. В каждом регионе существуют индивидуальные предпосылки для привлечения инвестиций: культурно-историческое наследие, удачное географическое расположение, экологическое благополучие и др. Представленные авторами маркетинговые инструменты развития территорий позволят привлечь дополнительные инвестиции, повысить интерес предпринимателей к территориям в целях переноса или открытия своего бизнеса в Российской Федерации.
Ключевые слова: инвестиционный маркетинг, маркетинговые инструменты, инвестиционная привлекательность, развитие территории, конкурентоспособность
Список литературы:
Гейман О.Б., Корнилова А.В. Особенности инвестиционного процесса в России // Наука и современность. 2014. № 28. С. 249–253.
Бердыклычева Н.М., Веревкин Л.П. Маркетинг инвестиционной привлекательности регионов // Материалы Афанасьевских чтений. 2014. № 1. С. 126–135.
Козлова О.А. Использование инструментов территориального маркетинга в системе взаимодействия маркетинговых концепций // Экономика. Управление. Право. 2010. № 12. С. 34–36.
Савченко Ю.Ю., Овсянникова А.В., Голева О.Г. Интеграционные процессы в условиях формирования экономики инновационного типа // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 2. С. 346–353. URL: Link.
Кондратофф М.А. Недвижимость для малых гостиниц как объект инвестиционного маркетинга // Теоретические и практические аспекты развития современной науки. М.: Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований», 2015. С. 59–61.
Оленикова З.Ю. Инвестиционный маркетинг как инструмент развития российских промышленных предприятий // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2007. Т. 12. № 7. С. 100–102.
Пономарёва Н.Н., Пономарев А.Н., Безрукова Т.Л. Теоретические аспекты инвестиционного маркетинга // Лесотехнический журнал. 2013. № 2. С. 189–193.
Слабинский С.В. Методы оценки риска в инвестиционном маркетинге // Экономика и эффективность организации производства: сборник научных трудов. Брянск: БРИТА, 2009. С. 37–39.
Иванова А.Н. Интернет-маркетинг города как инструмент повышения инвестиционной привлекательности // Городской альманах. 2008. Вып. 3. С. 35–40.
Бодрова Ж.А., Логинов М.П. Система музейных услуг как элемент маркетинга территории Museum services system as an element of territorial marketing // Вопросы управления. 2015. № 6. С. 99–105.
Бодрова Ж.А., Логинов М.П. Территориальный маркетинг как инструмент привлечения инвестиций // Маркетинг в России и за рубежом. 2015. № 4. С. 107–112.
Гогошидзе Т.Д., Вайсбейн К.Д. Маркетинг территорий, как инструмент целевого поиска инвесторов // Студенческий научный форум-2015: сборник VII Международной студенческой электронной научной конференции. 2015. С. 11–14. URL: Link.
Шелест А.П. Организация интегрированного маркетинга в гостиничном бизнесе // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2011. № 2. С. 49–54.
Андреев С.Н. Маркетинг территорий: теория и практика // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2010. № 3. С. 178–185.
Важенина И.С. Имидж и репутация территории как основа продвижения в конкурентной среде // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. № 6. С. 82–98.
Важенина И.С., Важенин С.Г. Имидж, репутация и бренд территории // ЭКО. 2008. № 8. С. 3–16.
Визгалов Д.В. Маркетинг города: практики в поисках теории // Маркетинг в России и за рубежом. 2008. № 3. С. 78–85.
Панкрухин А.П. Территориальный маркетинг // Маркетинг в России и за рубежом. 1997. № 6. С. 83–86.
Разорвин И.В., Куликова Е.С. Особенности маркетинговых технологий территории // Аграрный вестник Урала. 2012. № 3. С. 81–82.
Бодрова Ж.А., Логинов М.П. Опыт использования инструментов маркетинга для повышения инвестиционной стоимости территории // Вопросы управления. 2016. № 1. С. 77–85.