Молотков Ю.И.доктор технических наук, профессор кафедры менеджмента, ученый секретарь, Сибирский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Новосибирск, Российская Федерация molotkov@sapa.nsk.su
Буровцев В.В.кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск, Российская Федерация burovtsevvv@mail.ru
Предмет. Статья посвящена исследованию возможностей алгоритмизации и стандартизации, моделирования процессов сокращения трансакционных издержек пользователей государственных услуг на региональном уровне. Цели. Формирование эффективного институционально-синергетического механизма, позволяющего противодействовать росту административных барьеров сферы государственных услуг путем сокращения уровня трансакционных издержек. Методология. Концептуальный подход базируется на постулатах новой институциональной теории (институциональный анализ) и синергетической парадигме (эффективность взаимодействия регуляторов). Для исследования системы оказания государственных услуг и механизмов сокращения административных барьеров на региональном уровне использовались структурно-системный анализ, методы управления изменениями, оптимизации управления процессами, экономико-математической оптимизации, экспертных оценок, компенсации, анализ действующих нормативных правовых актов, а также методология функционального моделирования. Результаты. Разработан новый институционально-синергетический механизм управления процессом сокращения уровня трансакционных издержек пользователей государственных услуг. Доказано, что уровень трансакционных издержек в системе государственных услуг непосредственно характеризует уровень административных барьеров на пути осуществления предпринимательской деятельности пользователями государственных услуг. Выводы. Проведенное исследование наглядно демонстрирует возможности и возникающие экономические эффекты сокращения трансакционных издержек ввиду применения инструментов алгоритмизации, стандартизации и моделирования административных процедур оказания государственных услуг в условиях жесткого государственного администрирования. Использование разработанного институционально-синергетического механизма способно значительно повысить эффективность мер государственного регулирования рыночной экономики. При этом предлагаемые подходы к сокращению трансакционных издержек могут быть использованы в различных сферах государственных услуг.
Ключевые слова: государственные услуги, трансакционные издержки, моделирование, алгоритмизация, государственное регулирование
Список литературы:
Буровцев В.В. Формирование и развитие институционально-синергетических механизмов экономического регулирования. М.: Спутник+, 2016. 170 с.
Пешина Э.В., Конторусова С.С., Чащина Н.В. Организационно-экономические основы управления региональным рынком услуг: монография. Екатеринбург: УГЭУ, 2006. 315 с.
Хаксевер К., Рендер Б., Расселл Р.С., Мердик Р.Г. Управление и организация в сфере услуг: теория и практика. Спб.: Питер, 2002. 752 с.
Levitt T. The Industrialization of Service. Harvard Business Review, from the September 1976 issue. URL: Link
Молотков Ю.И., Буровцев В.В. Моделирование управления процессом сокращения административных барьеров в государственном секторе сферы услуг // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 9. С. 378–402. URL: Link. doi: 10.12731/2218-7405-2015-9-29
Гриценко Е.В. Организация предоставления публичных услуг как способ решения вопросов местного значения: российский и европейский опыт // Публичные услуги: правовое регулирование (российский и зарубежный опыт). М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 153–178.
Аузан А., Крючкова П. Административные барьеры в экономике: задачи деблокирования // Вопросы экономики. 2001. № 5. C. 73–88.
Колесников В.И., Верескун В.Д., Воробьев В.С. Модернизация транспортной системы России и перспективы развития железнодорожного транспорта // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения. 2008. № 2. С. 76–84.
Ахметова Х.Ш. Институт лицензирования как один из механизмов обеспечения государственной безопасности // Актуальные проблемы социологической науки и социальной практики. М.: МАКС Пресс, 2003. Т. 1. С. 102–111.
Блюмин И.Г. Институционализм // Критика современной английской и американской политической экономии. М.: АН СССР, 1962. Т. II. С. 336–352.
Бузгалин A.B., Колганов А.И. Анатомия бюрократизма. М.: Экономика, 1988. 64 с.
Мау В.А., Жаворонков С.Г., Фомичев О.В. и др. Дерегулирование российской экономики: механизм воспроизводства избыточного регулирования и институциональная поддержка конкуренции на товарных рынках. М.: Фонд «Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара», 2002. 107 с.
Марциновская А. Институциональная среда железнодорожного транспорта как механизм реализации стратегии развития // Экономика железных дорог. 2013. № 9. С. 11–21.
Олейник А. Издержки и перспективы реформ в России: институциональный подход // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 12. № 1. С. 18–29.
Никифоров Н.В. О концепции развития национальной системы стандартизации // Стандарты и качество. 2006. № 5. С. 26–27.
Лист Ф. Национальная система политической экономии. М.: Прогресс, 1991. 452 с.
Радаев В.В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловой этики. М.: Центр политических технологий, 1998. 328 с.
Андреев В. Государственный контроль за хозяйственной деятельностью // Российская юстиция. 1997. № 2. С. 19–21.