Боброва В.В.доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой таможенного дела, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Российская Федерация bobrova1971@mail.ru
Корабейников И.Н.кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Российская Федерация igor.korabeynikov@mail.ru
Бантикова О.И.кандидат экономических наук, доцент кафедры математических методов и моделей в экономике, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Российская Федерация bantikova777@mail.ru
Предмет. Экономические, инвестиционные, организационные и иные отношения, возникающие в процессе развития конкуренции на социально значимых и приоритетных рынках региона. Цели. Выявление региональных особенностей конкурентоспособного развития социально значимых и приоритетных рынков. Методы. Основными методами работы стали социологическое исследование и количественная оценка полученных результатов. Проведение исследования осуществлено в соответствии со структурой пространственного и видового распределения экономических субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне. Результаты. Предложена методика исследования оценки предпринимательским сообществом величины конкурентоспособного развития социально значимых рынков на основе комплексной оценки групп показателей по следующим направлениям исследования: характеристика бизнеса, оценка состояния конкуренции и конкурентной среды, оценка барьеров ведения предпринимательской деятельности. Определено, что спецификой авторской методики является комплексное изучение мнения представителей малого и среднего бизнеса региона об изменении условий конкурентоспособного развития социально значимых и приоритетных рынков на основе количественной оценки. Представлены особенности и факторы конкурентоспособного развития социально значимых и приоритетных рынков на региональном уровне. Предложены детерминанты и условия конкурентоспособного развития социально значимых рынков на мезоуровне. Показано, что к региональным особенностям конкурентоспособного развития социально значимых рынков относятся наличие дифференцированных административных барьеров входа на рынки, недостаточное развитие институтов предпринимательства, проблемы в отношениях с естественными монополиями, недостаточная информированность предпринимательского сообщества о возможностях ведения бизнеса и ряд других. Выводы. На основании предложенной методики и проведенных социологических исследований были выделены факторы, которые, по мнению населения и бизнеса региона, оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на развитие конкуренции на социально значимых и приоритетных рынках. Материалы статьи могут быть полезны специалистам, занимающимся проблемами конкурентоспособного развития мезоэкономических рыночных систем.
Ключевые слова: особенности, конкурентоспособное развитие, социально значимые и приоритетные рынки, факторы, регион
Список литературы:
Завьялова Т.А. Конкурентоспособность экономики: от оценки к методике // Креативная экономика. 2011. № 9. С. 10–15. URL: Link
Маршалл А. Принципы политической экономии. М.: Прогресс, 1983. 416 с.
Фатхутдинов Р.А. Концепция новой теории управления конкурентоспособностью и конкуренцией // Современная конкуренция. 2007. № 1. С. 73–86.
Харламов В.И. О многоаспектности трактовки категории «конкуренция» // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2005. № 5. С. 125–129.
Портер М. Международная конкуренция: конкретные преимущества стран. М.: Международные отношения, 1993. 896 с.
Богомолова И.В., Машенцова Л.С. Развитие методики оценки конкурентоспособности городов по количественным и качественным параметрам // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3. Экономика. Экология. 2015. № 3. С. 20–26. doi: 10.15688/jvolsu3.2015.3.2
Гринева Н.А. Методика оценки конкурентоспособности региональной экономики // Научные ведомости БелГУ. Сер. Экономика. Информатика. 2010. № 13. Вып. 15/1. С. 15–22.
Дугина Е.Л., Битуева Д.В.и др. Формирование и развитие конкурентоспособной системы отраслевых рынков региона: коллективная монография. Улан-Удэ: ВСГУТУ, 2015. 216 с.
Смирнов В.В. Методика оценки конкурентоспособности региона: теория и практика // Вестник Чувашского университета. 2008. № 3. С. 470–480.
Худеева В.В. О подходах к оценке конкурентоспособности региона в условиях модернизации федеральной политики регионального развития: методика оценки // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 32. С. 60–64.
Пашнанов Э.Л. Методика оценки развития региональных социально-экономических систем // Управление экономическими системами: электроннный научный журнал. 2012. № 6. С. 14. URL: Link
Прокушев Е.Ф., Гринева Н.А. Обзор современных отечественных методик оценки конкурентоспособности региона и необходимость их разработки с учетом трудовых ресурсов // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2015. № 3. С. 86–95.
Сопова Е.В., Щербинина Л.Ю. Обзор методик по оценке уровня конкуренции на рынке // Вопросы экономики и управления. 2016. № 3-1. С. 47–49.
Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика: монография. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. 208 с.
Ялина Н.В. Методика оценки конкурентоспособности региона как базовой составляющей региональной идентичности // Сибирская финансовая школа. 2009. № 2. С. 20–23.
Данько Т.П., Зарова Е.В. Методика оценки конкурентоспособности региона на основе коэффициента делового позиционирования бизнеса // Экономические науки. 2015. № 126. С. 105–112.
Кагарманова А.И. Совершенствование методики оценки конкурентоспособности региона // Фундаментальные исследования. 2016. № 3-3. С. 579–583.