Алиев Б.Х.доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой налогов, денежного обращения и кредита, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Российская Федерация fef2004@yandex.ru
Алимирзоева М.Г.кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов, денежного обращения и кредита, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Российская Федерация madimag@mail.ru
Тема. Статья посвящена системе отношений, возникающих между налогоплательщиками и налоговыми органами при исчислении и уплате налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации. Цели. Анализ контрольной деятельности налоговых органов Российской Федерации. Методология. В исследовании использовались системный подход, методы научного абстрагирования и статистические методы. Результаты. Проанализирована контрольная деятельность налоговых органов разных уровней по мобилизации налоговых доходов в бюджеты, дана оценка качества и эффективности их работы. Определено, что к снижению поступлений в бюджет, к увеличению вероятности налоговых правонарушений и нарушению сбалансированности отношений регионов с федеральным центром приводят недостатки налогового администрирования, которое должно включать не только прогнозирование налоговых поступлений на среднесрочную перспективу, но и разработку новых концепций по развитию региона без ущерба для государственных программ. Рассмотрены результаты работы налоговых органов по проведению камеральных проверок на территории Российской Федерации и Республики Дагестан. Выявлено, что проводимые проверки, количество которых должно снижаться, будут характерными показателями проводимых преобразований в области налогового администрирования. Выводы. Так как применяемые показатели оценки эффективности налоговых органов не связаны с их профилактической работой, которая лежит в основе партнерской модели налогового администрирования, необходимо их дополнить. Для повышения качества контрольной деятельности налоговых органов по мобилизации налоговых платежей в бюджет рекомендуется углубить камеральный контроль налогоплательщиков, усилить разъяснительную работу по обеспечению информированности налогоплательщиков, повысить уровень квалификации работников. Создание эффективной и стабильной налоговой системы с использованием инструментов и механизмов налогового администрирования должно обеспечить бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Ключевые слова: налоговые доходы, субъекты Российской Федерации, контрольная деятельность налоговых органов, камеральный контроль, выездная налоговая проверка
Список литературы:
Мусаева Х.М., Сиражудинова С.И., Керимова З.А. Добровольность уплаты налоговых платежей как показатель эффективности деятельности налоговых органов Российской Федерации // Налоги и налогообложение. 2016. № 11. С. 847–856. doi: 10.7256/1812-8688.2016.11.21131
Грищенко А.В. К вопросу о понятийном аппарате налогового администрирования // Налоги и налогообложение. 2015. № 7. С. 528–536. doi: 10.7256/1812-8688.2015.7.13741
Балаева Д.А., Моргоева А.Х. Налоговое администрирование: взгляд в будущее // Налоги и налогообложение. 2014. № 2. С. 174–183. doi: 10.7256/1812-8688.2014.2.11361
Алиев Б.Х., Сомоев Р.Г., Кравцова Н.И., Сулейманов М.М. Роль налогового федерализма в нивелировании межтерриториальной дифференциации регионов // Налоги и налогообложение. 2015. № 9. С. 655–664. doi: 10.7256/1812-8688.2015.9.16310
Алиев Б.Х., Мусаева Х.М., Сулейманов М.М. О налоговом регулировании доходов субъектов Федерации // Финансы. 2010. № 11. С. 32–38.
Гюльмагомедова Г.А. Эффективность налогового контроля в системе реформирования финансовых институтов РФ // Актуальные вопросы современной экономики в глобальном мире. 2016. № 5. С. 271–273.
Якупов З.С. Модернизация налогового контроля в системе налогового администрирования // Российское предпринимательство. 2013. № 7. С. 53–57.
Алимирзоева М.Г. Современные тенденции и проблемы развития российской налоговой системы // Налоги и налогообложение. 2016. № 7. С. 563–573. doi: 10.7256/1812-8688.2016.7.19713
Алиев Б.Х., Сулейманов М.М. Модернизация российской модели налогового федерализма как фактор повышения эффективности налоговой системы // Налоги и финансовое право. 2011. № 7. С. 178–182.
Исрапилова Х.А., Сулейманов М.М. Роль региональной налоговой политики в укреплении налогового потенциала территорий // Налоги и налогообложение. 2015. № 11. С. 860–873. doi: 10.7256/1812-8688.2015.11.16992
Малкина М.Ю., Балакин Р.В. Исследование налоговых поступлений в РФ, федеральных округах и регионах РФ с использованием логарифмического метода факторного анализа // Налоги и налогообложение. 2016. № 2. С. 190–208. doi: 10.7256/1812-8688.2016.2.17974
Сазанов О.В., Ахметшин Э.М. Альтернативная форма налогового контроля – «горизонтальный» мониторинг в действии // Налоги и налогообложение. 2016. № 4. С. 325–332. doi: 10.7256/1812-8688.2016.4.18291
Савина О.Н. Актуальные вопросы повышения налоговой грамотности населения // Налоги и налогообложение. 2016. № 10. С. 756–767. doi: 10.7256/1812-8688.2016.10.18763
Пансков В.Г. Перспективы развития региональной налоговой политики: идеи и рецепты // Финансы. 2015. № 7. С. 32–36.
Ефремова Т.А. Выездные налоговые проверки: действующая практика и перспективы развития // Налоги и налогообложение. 2015. № 4. С. 312–318. doi: 10.7256/1812-8688.2015.4.14287.
Келейникова С.В., Самыгин Д.Ю., Хрусталев Б.Б. Анализ и планирование налоговых проверок: ракурс районной инспекции // Налоги и налогообложение. 2014. № 10. С. 919–925. doi: 10.7256/1812-8688.2014.10.13234
Пайзулаев И.Р. Проблемы соблюдения налоговой дисциплины и методы борьбы с уклонением от налогов // Налоги и налогообложение. 2012. № 4. С. 18–23. doi: 10.7256/1812