Пинская М.Р.доктор экономических наук, профессор Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация MPinskaya@fa.ru
Тихонова А.В.кандидат экономических наук, старший преподаватель Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация AVTihonova@fa.ru
Предмет. В современных условиях многополярного мироустройства на первый план выходят проблемы позиционирования Российской Федерации как страны с экономикой, способной эффективно противостоять глобальным вызовам и угрозам. Существенную роль в усилении позиций России на мировой арене и в обеспечении экономической безопасности играет повышение конкурентоспособности налоговой системы в качестве условия создания благоприятного инвестиционного климата в целях укрепления национальной налоговой системы и обеспечения тем самым устойчивой доходной базы бюджетной системы, формируемой преимущественно за счет налоговых источников. Цели. Анализ налогово-бюджетной политики России для определения приоритетных направлений ее развития и усиления конкурентоспособности национальной экономики. Методология. Обоснование теоретических положений и практических результатов исследования основано на таких методологических принципах, как научность, системность, комплексность, достоверность, объективность, преемственность, оперативность, действенность и эффективность. Результаты. Проанализирована налогово-бюджетная политика Российской Федерации, определены проблемы, связанные с формированием бюджетов бюджетной системы России и негативно влияющие на финансовую достаточность бюджетов субъектов Российской Федерации. Предложены направления совершенствования бюджетно-налоговой системы, состоящие в изменении подходов к формированию доходной части региональных бюджетов (через систему налоговых платежей), а также трансформации механизма выделения дотаций из федерального бюджета. Выводы. Для развития российской экономики необходимо изменение правил бюджетно-налогового федерализма, нацеленных на повышение устойчивости и самостоятельности региональных бюджетов. Результаты исследования могут быть использованы органами государственной власти при разработке стратегий, программ и методик по бюджетно-налоговой политике в целях повышения конкурентоспособности налоговой системы, укрепления доходной базы бюджетов разных уровней и усиления мер государственной поддержки импортозамещения в системе мер по обеспечению экономической безопасности государства.
Коренев А. О направлениях реформирования системы разграничения доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы субъектов Российской Федерации // Микроэкономика. 2006. № 1. С. 48–62.
Пансков В.Г. Бюджетная самостоятельность и инвестиционная активность регионов // Инновационное развитие экономики. 2013. № 1. С. 111–115.
Майбуров И.А., Иванов Ю.Б., Киреенко А.П. Перспективы совершенствования фискального федерализма // Инновационное развитие экономики. 2015. № 4. С. 3–11.
Годин А., Рыжков Д. Расширение налогово-бюджетной автономии – важное направление реформирования бюджетной системы РФ // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2009. № 3. С. 224–231.
Колодина Е.А. Бюджетный федерализм как основа региональной экономической политики в современной России // Известия Байкальского государственного университета. 2011. № 6. С. 121–124.
Мусалова З.М., Камилова Д.В. Бюджетный федерализм в Российской Федерации: к вопросу о понятии // Юридический вестник ДГУ. 2012. № 3. С. 61–64.
Аветисян И.А. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения в Российской Федерации // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2011. № 1. С. 115–131.
Кочетков Е.Е. Бюджетный федерализм в современной России: становление и эволюция // Вестник Российской нации. 2012. Т. 2-3. № 22-23. С. 187–197.
Пансков В.Г. Налоговая нагрузка на экономику: нужен налоговый маневр // Экономика. Налоги. Право. 2016. Т. 9. № 5. С. 130–138.
Белов А.В. Что может дать регионам России повышение эффективности социальных расходов? // Финансы. 2008. № 12. С. 19–21.
Белов А.В. Пространственные аспекты повышения эффективности социальных расходов в регионах Российской Федерации // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 3-3. С. 21–27.
Зубаревич Н.В. Социальные расходы регионов: страна контрастов // Экономическое развитие России. 2015. Т. 22. № 12. С. 95–99.
Масленников О.В. Оценка зависимости между расходами на социально-культурные мероприятия и совокупной факторной производительностью в регионах ЦФО РФ // Стратегия устойчивого развития регионов России. 2015. № 28. С. 17–21.
Каюров Е.А. Теоретико-философские аспекты конституционно-правового института «бюджетный федерализм» // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 6. С. 22–26.
Семенова Р.И. Проверка прогрессивности системы межбюджетных трансфертов по показателям уровня жизни населения: инструментарий исследования и результаты // Современные производительные силы. 2014. № 1. С. 86–100. URL: Link
Тимушев Е.Н. Дотации на выравнивание: совершенствование методики распределения на примере Республики Коми // Финансы. 2016. № 8. С. 13–17.
Казаковцева М.В. О мерах по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ // Инновационное развитие экономики. 2012. № 2. С. 60–64.
Лапаев Д.Н. Внешняя и внутренняя среда как условие формирования системы управления дотационным регионом // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 10. С. 16. URL: Link
Сушко В.А. Дотационный регион в социально-экономической системе России // Журнал научных и прикладных исследований. 2015. № 10. С. 53–56.