Баранов М.А.аспирант кафедры мировой и региональной экономики, экономической теории, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Российская Федерация Mark.baranow@gmail.com
Предмет. Статья посвящена совокупности экономических и управленческих отношений, возникающих в процессе регулирования развития малого бизнеса. Цели. Раскрытие методических основ возможного варианта мониторинга факторов спроса и предложения в региональной экономике как способа регулирования развития в ней малых предприятий. Методология. Использован анализ статистических данных, общенаучные методы: индукция, дедукция, синтез, абстрагирование. Результаты. Представлено описание функций малых предприятий, эконометрический анализ связи между количеством малых предприятий Пермского края и факторами спроса и предложения в регионе. Выявлены коэффициенты множественной и парной корреляции, а также проведена оценка их значимости. Представлена методика мониторинга факторов спроса и предложения как способа регулирования развития малых предприятий в региональной экономике. Выводы. Понятие «малый бизнес» прочно закрепилось в научном обороте в социально-экономических отечественных и зарубежных исследованиях и ассоциируется с уровнем конкурентоспособности региона, гибкостью основных фондов, инновационной политикой, получаемыми положительными экономическими эффектами. В связи с этим в сфере исследования малого бизнеса большое внимание уделяется программам и инфраструктуре его поддержки. Необходимость поддержки малых предприятий на региональном уровне закреплена Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-Ф «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Программы поддержки малых и средних предприятий включают в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку, однако комплексной оценке фундаментальных причин учреждения новых малых предприятий в настоящее время не уделяется достаточного внимания. К главным оцениваемым показателям при учреждении организаций малого бизнеса относятся факторы спроса и предложения, которые сложились в социально-экономической системе региона. Результаты работы могут быть использованы государственными органами, связанными с развитием сектора малых предприятий на макроэкономическом уровне.
Ключевые слова: функции малых предприятий, факторы спроса и предложения, эконометрический анализ, мониторинг
Список литературы:
Баранов М.А. Взаимосвязь развития малого бизнеса и регионального экономического роста (на примере Пермского края): материалы VI международной научно-практической конференции EUROPEAN RESEARCH. Пенза: Наука и Просвещение, 2016. С. 201–205.
Александрин Ю.Н. Специфика системы государственной поддержки малого инновационного бизнеса в Южной Корее // Экономика: теория и практика. 2016. № 1. С. 75–80.
Александров П.А. Диверсификация государственной поддержки малого предпринимательства в моногородах России // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2016. № 2. С. 51–57. URL: Link
Алиева А.Б. Инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса в республике Бурятия // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 2. С. 22–24. URL: Link
Богачкова Л.Ю., Усачев А.А. Регулирование развития малого и среднего бизнеса в России: проблемы и решения // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3: Экономика. Экология. 2015. № 3. С. 52–61. URL: Link
Белова И.А. Развитие инфраструктуры государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в России // Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 6. С. 77–85. URL: Link
Бухтиярова Т.И., Дубынина А.В. Формирование модели инфраструктурной поддержки малого и среднего предпринимательства // Социум и власть. 2016. № 3. С. 73–79. URL: Link
Ефременкова Д.А., Слюсаренко Т.В. Компетенция органов местного самоуправления в сфере поддержки и развития малого и среднего предпринимательства // Управленец. 2016. № 6. С. 62–67. URL: Link
Заболоцкая В.В., Хут Н.А. Сравнительный анализ мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России и за рубежом // Теория и практика общественного развития. 2015. № 10. С. 46–49. URL: Link
Зайнутдинов Р.Р. Совершенствование региональной практики развития малого бизнеса в нефтегазодобывающем регионе // Российское предпринимательство. 2014. № 15. С. 103–112.
Речко Г.Н., Оськина Н.А., Логинова Е.Ю. Предпринимательство в региональной модели экономики: инфраструктура развития // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2016. № 2. С. 146–157. URL: Link
Руденко Л.Г. Теоретико-методологические подходы к определению сущности инфраструктурной поддержки малого предпринимательства // Сибирская финансовая школа. 2015. № 5. С. 75–80.
Такмашева И.В. Развитие государственной поддержки малого бизнеса Югры // Вестник Югорского государственного университета. 2015. № 4. С. 73–75. URL: Link
Чернова Т.В. Малый бизнес как базовый элемент выравнивания социально-экономического положения муниципальных районов // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2014. № 1. С. 21–24. URL: Link
Noori J., Nasrabadi M.B., Yazdi N., Babakhan A.R. Innovative Performance of Iranian Knowledge-Based Firms: Large Firms or SMEs? Technological Forecasting & Social Change, 2016, vol. 122, pp. 179–185. URL: Link
Jernström E., Karvonen V., Kässi T., Kraslawski A., Hallikas J. The Main Factors Affecting the Entry of SMEs into Bio-Based Industry. Journal of Cleaner Production, 2017, vol. 141, pp. 1–10. URL: Link
Qinxuan Gu, Wan Jiang, Greg.G. Wang. Effects of External and Internal Sources on Innovation Performance in Chinese High-Tech SMEs: A resource-based perspective. Journal of Engineering and Technology Management, 2016, vol. 40, pp. 76–86. URL: Link
Benito-Osorio D., Colino A., Guerras-Martın L.A., Zúñiga-Vicente J.A. The International Diversification-Performance Link in Spain: Does Firm Size Really Matter? International Business Review, 2016, vol. 25, iss. 2, pp. 548–558. URL: Link