Взаимодействие системы высшего образования с рынком труда. Исследование рынка образовательных услуг высшей школы в регионах Приволжского федерального округа
Галеева Р.Б.кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и инноватики, Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, член Гильдии маркетологов, научный руководитель республиканского центра маркетинга, Казань, Российская Федерация rbgaleeva@gmail.com
Предмет. Высокая динамика развития системы образования и рынка труда определяет необходимость подготовки в высших учебных заведениях специалистов, способных впоследствии работать в условиях современной экономики. Статья посвящена исследованию рынка образовательных услуг и рынка труда и их взаимодействия в четырех регионах Приволжского федерального округа Российской Федерации: в Республике Татарстан, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и в Ульяновской области. Цели. Определение и исследование потребностей рынка труда и возможностей системы образования. Методология. В процессе исследования проблемы взаимодействия вузов и работодателей использовались методы логического, статистического анализа и глубинного экспертного опроса. Результаты. Определены проблемы системы высшего образования в регионах, проанализировано состояние региональных рынков труда, выявлены возможные направления гармонизации взаимодействия вузов с рынком труда. Успешное развитие высших учебных заведений основано на их тесном взаимодействии с рынком труда, поскольку это позволяет им формировать профессиональные требования к выпускникам в соответствии с потребностями работодателей. Выводы. Во всех исследуемых регионах количество вузов сокращается. В первую очередь закрываются филиалы, представительства и неэффективные учебные заведения. Существует диспропорция в выпуске специалистов: очень много готовится экономистов и юристов, а технических специалистов не хватает. Среди преподавателей вузов мало практиков, поэтому содержание и процесс образования не соответствуют требованиям рынка труда. В связи с этим необходимо формировать и развивать эффективные направления взаимодействия учебных заведений и работодателей.
Ключевые слова: рынок образовательных услуг, рынок труда, система образования, высшее учебное заведение, регион
Список литературы:
Латова Н.В., Латов Ю.В. Структурно-профессиональные диспропорции в современной России // TERRA ECONOMICUS. 2014. Т. 12. № 3. C. 131–150. URL: Link
Иванова И. Рынок труда и рынок образования: как устранить дисбаланс? // Высшее образование в России. 2004. № 7. С. 3–10. URL: Link
Попова Е.С. Мотивация и выбор в образовательных стратегиях молодежи // Высшее образование в России. 2014. № 1. С. 32–37. URL: Link
Бондырева И.Б. Взаимодействие вузов и предприятий по подготовке кадров для инновационного развития // Теоретическая экономика. 2011. № 3. С. 19–25. URL: Link
Гришин А.И., Мельников М.С., Строганов И.А., Мантейфель Е.А. Предпосылки и перспективы оптимизации взаимодействия вузов и бизнес-структур в современной России // Актуальные вопросы современной науки. 2015. № 40. С. 66–73.
Шевелев Н.А. Стратегическое партнерство вуза и предприятий – основа инновационного развития экономики // Высшее образование в России. 2013. № 11. С. 50–54. URL: Link
Елисеева Т.И., Гоффорова Е.Б., Юрченко Е.Г., Головина О.П. Качество образования: выполнение требований заинтересованных сторон // Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 60–66. URL: Link
Орехов С.А., Кузьмина А.А. Влияние спроса на развитие рынка образовательных услуг // Труд и социальные отношения. 2010. № 4. С. 91–95. URL: Link
Ефимова Е.А. Мониторинг требований работодателей к качеству подготовки специалистов с высшим образованием: функции и структура // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. Т. 71. № 7. С. 59–62. URL: Link
Опфер Е.А. Мониторинг требований работодателей как средство управления качеством образовательного процесса в вузе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013. № 10. С. 89–94. URL: Link
Durkin M., Howcroft B., Fairless C. Product Development in Higher Education Marketing. International Journal of Educational Management, 2016, vol. 30, iss. 3, pp. 354–369. URL: Link
Галеева Р.Б. Маркетинговое исследование вузовского сектора рынка образовательных услуг региона // Маркетинг. 2010. № 4. С. 118–126.
Галеева Р.Б. Маркетинговое исследование вузовского сектора рынка образовательных услуг региона // Маркетинг. 2010. № 5. С. 116–126.
Galeeva R.B. SERVQUAL application and adaptation for educational service quality assessments in Russian higher education. Quality Assurance in Education, 2016, vol. 24, iss. 3, pp. 329–348. URL: Link
Волков А.Е., Ливанов Д.В., Фурсенко А.А. Высшее образование: повестка 2008–2016 // Российское образование: тенденции и вызовы: сборник статей и аналитических докладов. М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2009. С. 11–18. URL: Link
Тихомирова Н.В., Исаев С.Н. Тенденции российского рынка образовательных услуг высшего профессионального образования // Университетское управление: практика и анализ. 2010. № 5. С. 32–40. URL: Link
Коган Е.Я., Посталюк Н.Ю. Новая организация образовательных ресурсов высшей школы: ответ на вызовы современной экономики // Высшее образование сегодня. 2008. № 6. С. 8–12. URL: Link
Беляков С., Клячко Т. Прогноз развития экономики и финансов системы образования на среднесрочную перспективу (2010–2015 гг.) // Народное образование. 2009. № 10. С. 9–16.
Сальников Н., Бурухин С. Реформирование высшей школы: актуальное состояние и проблемы // Высшее образование в России. 2008. № 8. С. 3–13. URL: Link
Романова И.М., Шевченко О.М., Полупанова В.А. Сущность, структура и особенности рынка образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 2012. № 3. С. 67–75.