Семёнова Н.Н.доктор экономических наук, заведующая кафедрой финансов и кредита, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, Саранск, Российская Федерация nnsemenova@mail.ru
Предмет. Дальнейшее развитие регионов Российской Федерации должно основываться на реализации высокотехнологичной индустриализации. Переход к новой прогрессивной – неоиндустриальной – парадигме экономического развития определяет особую значимость активизации инвестиционных процессов в регионах Российской Федерации, без которых невозможно обеспечить экономический рост. Цели. Оценка развития инвестиционных процессов в Республике Мордовия и разработка предложений по неоиндустриальной модернизации экономики региона. Методология. Исследование базируется на принципах системного и комплексного подходов. В процессе исследования развития инвестиционных процессов в регионе использовались такие общенаучные методы и приемы, как научная абстракция, индукция и дедукция, синтез, сравнительный и сопоставительный анализ. Результаты. Проведен анализ динамики инвестиций в основной капитал Республики Мордовия. Учитывая, что важнейшим показателем, характеризующим возможность осуществления инвестиционного процесса и модернизации, является норма накопления основного капитала, проведен сравнительный анализ этого показателя в Российской Федерации и в Республике Мордовия. Дана оценка отраслевой и видовой структуры инвестиций в основной капитал, а также источников финансирования инвестиций в регионе. Также дана оценка эффективности инвестиционной деятельности в регионе, базирующаяся на расчете мультипликатора инвестиций и его влияния на изменение валового регионального продукта в течение определенного временного лага. Полученные результаты могут использоваться органами государственной власти и управления при формировании основных мероприятий по активизации инвестиционной активности. Выводы. В целях активизации инвестиционных процессов в регионе необходимы государственное налоговое стимулирование активного использования собственных средств предприятий для финансирования инвестиций; перераспределение бюджетных ресурсов в пользу приоритетных направлений расходов – развитие национальной экономики, человеческого капитала; развитие механизма государственно-частного партнерства; формирование системы страхования инвестиционных рисков.
Гринберг Р. Экономика современной России: состояние, вызовы, перспективы // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 11. С. 13–24.
Широв А., Гусев М. Логика перехода к новой модели экономического роста // Экономист. 2015. № 9. С. 3–12. URL: Link
Кормишкина Л.А. Благоприятный экономический климат как предпосылка безопасности и активизации инвестиционной деятельности в современной российской экономике // Фундаментальные исследования. 2015. № 5-3. С. 623–630. URL: Link
Дасковский В.Б., Киселёв В.Б. Состояние экономики и его адекватное измерение // Экономист. 2015. № 11. С. 3–24. URL: Link
Кучуков Р.А. Неоиндустриальная модель хозяйствования как определяющее условие развития экономики России // Горизонты экономики. 2015. № 2. С. 17–26.
Амосов А. Можно ли отложить до 2017 г. поворот к новому индустриальному развитию // Экономист. 2015. № 3. С. 3–13.
Благих И. Страна нуждается в новой индустриализации // Экономист. 2014. № 10. С. 10–17.
Губанов С.С. Державный прорыв. Неоиндустриализация России и вертикальная интеграция. М.: Книжный мир, 2012. 224 с.
Березинская О. Инвестиционная пауза в экономике России: структурные характеристики и перспективы преодоления // Экономическая политика. 2016. Т. 11. № 3. С. 30–45. URL: Link
Селезнев А. Ресурсное обеспечение неоиндустриальной модели развития // Экономист. 2013. № 2. С. 3–15.
Янчук Н.А., Елиневская И.Р. Методические подходы к оценке эффективности деятельности профессиональных структур, управляющих инвестиционными процессами регионов // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2006. № 3. С. 17–25. URL: Link
Березинская О.Б., Ведев А.Л. Инвестиционный процесс в российской экономике: потенциал и направления активизации // Вопросы экономики. 2014. № 4. С. 4–16. URL: Link
Аганбегян А. Как госбюджет может стать локомотивом социально-экономического развития страны // Вопросы экономики. 2015. № 7. С. 142–151. URL: Link
Oshima K. Public-Private Partnerships, Dividing Operational Stage, and Optimal Governance Structures. Public Organization Review, 2016, vol. 16, iss. 4, pp. 443–459. URL: Link
Smith E.M., Thomasson A. The Use of the Partnering Concept for Public-Private Collaboration: How Well Does it Really Work? Public Organization Review, 2016, November, pp. 1–16. URL: Link
Van Ham H., Koppenjan J. Building Public-Private Partnerships: Assessing and Managing Risks in Port Development. Public Management Review, 2001, vol. 3, iss. 4, pp. 593–616. URL: Link
Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство. Т. 1. М.: ИМЭМО РАН, 2009. 56 с.
Емельянов Ю.С. Государственно-частное партнерство: инновации и инвестиции. Мировой и отечественный опыт. М.: ЛИБРОКОМ, 2013. 368 c.
Юсупов К.Н., Янгиров А.В., Ахунов Р.Р., Токтамышева Ю.С. Качество инвестиций как фактор повышения воспроизводственного потенциала и конкурентоспособности регионов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Экономика. Управление. Право. 2015. Т. 15. Вып. 1. С. 19–28. URL: Link