Галеева Р.Б.кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и инноватики, Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, член Гильдии маркетологов, научный руководитель республиканского центра маркетинга, Казань, Российская Федерация rbgaleeva@gmail.com ORCID id: отсутствует SPIN-код: 8530-5466
Предмет. Компетентностный подход, реализуемый в российской системе высшего образования, ориентирует на построение учебного процесса исходя из планируемого результата образования: в учебную программу должны закладываться отчетливые параметры того, что студент должен знать и уметь «на выходе». В связи с этим возникает объективная потребность в приведении в соответствие с будущей деятельностью специалистов содержания их подготовки, формировании модели системы высшего образования, которая учитывает сегодняшние и перспективные требования рынка труда. Цели. Исследование рынка труда в четырех регионах Приволжского округа Российской Федерации – в Республиках Татарстан, Марий Эл, Чувашия и в Ульяновской области, а также проблем и перспектив взаимодействия вузов с предприятиями и организациями данных регионов. Методология. В процессе исследования использовались методы логического, статистического анализа и глубинного экспертного опроса. Результаты. Проанализировано состояние региональных рынков труда, проведен экспертный опрос представителей рынка труда и руководителей системы образования регионов, приведены возможные направления гармонизации взаимодействия вузов с рынком труда. Выводы. Во всех исследуемых регионах наибольшая часть занятых приходится на обрабатывающие производства, на втором месте – оптовая и розничная торговля. Растет численность занятых с высшим образованием, в то же время имеет место нехватка, с одной стороны, высококвалифицированных кадров по определенным профессиям, с другой – работников неквалифицированного труда. Необходимо отметить, что вузы не готовят необходимых регионам специалистов по ряду профессий или предоставляют набор компетенций, отличных от требований рынка труда, поэтому необходимо формировать и развивать эффективные направления взаимодействия учебных заведений и работодателей.
Ключевые слова: рынок труда, требования работодателей, взаимодействие системы профессионального образования с рынком труда
Список литературы:
Творогова С.В. От гадания на кофейной гуще к определению перспектив: как выявить потребности в квалифицированных кадрах // Форсайт. 2007. № 2. С. 14–21. URL: Link
Мелихов В.Ю., Соседов Г.А. Современные тенденции на рынке труда сквозь призму развития уровней профессионального образования // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2009. № 9. С. 99–104. URL: Link
Некрасова Л.В. Диспропорциональность регионального рынка труда и пути еe преодоления // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. 2015. № 1. С. 29–31. URL: Link
Гимпельсон В.Е. Дефицит квалификации и навыков на рынке труда: недостаток предложения, ограничения или ложные сигналы работодателей? М.: ГУ ВШЭ, 2004. 36 с. URL: Link
Княгинин В., Трунова Н. Компетентностный подход и постиндустриальный рынок труда // Платное образование. 2006. № 10. C. 20–25.
Голышев И.Г. Модель функционирования региональных рынков труда и образовательных услуг в сфере высшего образования // Человек и образование. 2011. № 2. С. 31–35. URL: Link
Иванова Т.Н. Потребности работодателей в рабочей силе (на примере г. Тольятти) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Социология. Политология. 2011. Т. 11. Вып. 3. С. 46–49. URL: Link
Носырева И.Г., Данильчук Т.И. Оценка потребностей работодателей Иркутской области в персонале: количественные и качественные аспекты (по материалам социологического исследования) // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2012. № 4. С. 92–95. URL: Link
Филенко Ю.А. Проблемы региона в системе «Экономика – рынок труда – рынок образовательных услуг» и пути их решения // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2009. № 2. С. 85–89. URL: Link
Чижова Л. Механизм взаимодействия рынков труда и образовательных услуг. Методологические подходы // Человек и труд. 2004. № 8. С. 37–40.
Попов А. Потребность экономики в специалистах и квалифицированных рабочих: методические основы прогнозирования // Человек и труд. 2004. № 6. С. 30–35.
Паркачева В. Бизнес и вузы: стратегии партнерства // Платное образование. 2006. № 1-2. С. 20–25.
Дымарская О. Страшно далеки мы от рынка. Анализ экспертных мнений работодателей по основным проблемам профессионального образования // Платное образование. 2005. № 1-2. С. 18–24.
Сигова С.В., Серебряков А.Г., Лукша П.О. Формирование перечня востребованных компетенций: первый опыт в России // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 1. URL: Link
Звонников В.И., Райченко А.В. Что нужно работодателю? // Высшее образование сегодня. 2008. № 7. С. 4–7.
Корнейченко Н.В. Конкурентоспособность будущего специалиста в условиях рынка труда // Высшее образование сегодня. 2008. № 10. С. 72–74.
Цой В.И. Модель управленческого образования рыночного типа // Высшее образование сегодня. 2008. № 9. С. 12–13.
Thune T., Støren L.A. Study and Labour Market Effects of Graduate Students' Interaction with Work Organisations During Education: A Cohort Study. Education + Training, 2015, vol. 57, iss. 7, pp. 702–722. URL: Link
Галеева Р.Б. Научно-методические основы компетентностного подхода в маркетинговом образовании // Компетенции и компетентностный подход в современном образовании: монография. Saint-Louis, MO, US, Publishing House «Science & Innovation Center», 2013. С. 31–106.