Фёдорова Е.А.доктор экономических наук, профессор департамента корпоративных финансов и корпоративного управления, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация ecolena@mail.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 7520-2160
Мусиенко С.О.аспирантка департамента корпоративных финансов и корпоративного управления, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация som090788@yandex.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 3486-2563
Фёдоров Ф.Ю.аспирант департамента анализа данных, принятия решений и финансовых технологий, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация fedorovfedor92@mail.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 2841-5539
Рогов О.Ю.соискатель департамента корпоративных финансов и корпоративного управления, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация olegrgv@yandex.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: отсутствует
Предмет. Система образования – основа социально-экономического развития как отдельного региона, так и страны в целом. С учетом федеративной структуры России оценку качества образования необходимо проводить в разрезе регионов с учетом их внутренних особенностей. Оценка качества образования производится с учетом деления всех регионов РФ на финансово-экономические центры, экспортно ориентированные, аграрно-промышленные, промышленные регионы. Цели. Оценкакачества образования в регионах РФ. Составление рейтинга качества образования в регионах РФ. Методы. Оценка проводится по данным Росстата за период 2006–2015 гг. Используются показатели сферы образования по каждому региону РФ. Для оценки качества образования построены композитные индексы. Проведена оценка эффективности с помощью метода DEA. Результаты. Установлено, что качество образования меняется в зависимости от типа региона, его экономической направленности. Выявлено, что в промышленных регионах уровень образования выше, чем в экспортно ориентированных. Составлен рейтинг 10 наиболее и 10 наименее эффективных регионов по качеству образования. Выводы. Финансово-экономические центры и промышленные регионы демонстрируют высокие показатели качества и эффективности образования в отличие от экспортно ориентированных регионов. С учетом ориентации экономики России на экспорт необходимо уделять особое внимание повышению уровня образования в экспортно ориентированных регионах.
Ключевые слова: регионы РФ, качество образования, оценка эффективности, метод DEA, рейтинг субъектов РФ
Список литературы:
Domenech J., Escamilla R., Roig-Tierno N. Explaining Knowledge-Intensive Activities from a Regional Perspective. Journal of Business Research, 2016, vol. 69, iss. 4, pp. 1301–1306. URL: Link
Charles V., Zegarra L.F. Measuring Regional Competitiveness through Data Envelopment Analysis: A Peruvian Case. Expert Systems with Applications, 2014, vol. 41, iss. 11, pp. 5371–5381. URL: Link
Schultz Th.W. Investment in Human Capital. The American Economic Review, 1961, vol. 51, iss. 1, pp. 1–17. Stable URL: Link
Lucas R.E. Jr. On the Mechanics of Economic Development. Journal of Monetary Economics, 1988, vol. 22, iss. 1, pp. 3–42. URL: Link90168-7
Becker G.S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education. Third Edition. Chicago, University of Chicago Press, 1994, 412 p.
Wu J. Urban Sustainability: An Inevitable Goal of Landscape Research. LandscapeEcology, 2010, vol. 25, iss. 1, pp. 1–4. URL: Link
Волков В.И. Влияние системы профессионального образования на уровень социально-экономического развития региона // Вестник Удмуртского университета. Сер. Экономика и право. 2015. Т. 25. № 5. С. 24–30. URL: Link
Charles V., Diaz G. A Non-radial DEA Index for Peruvian Regional Competitiveness. Social Indicators Research, 2017, vol. 134, iss. 2, pp. 747–770. URL: Link
Saisana M., Saltelli A., Tarantola S. Uncertainty and Sensitivity Analysis Techniques as Tools for the Quality Assessment of Composite Indicators. Journal of the Royal Statistical Society. Series A. Statistics in Society, 2005, vol. 168, iss. 2, pp. 307–323. URL: Link
Charnes A., Cooper W.W., Rhodes E. Measuring the Efficiency of Decision Making Units. European Journal of Operational Research, 1978, vol. 2, iss. 6, pp. 429–444. URL: Link90138-8
Charnes A., Cooper W.W., Lewin A.Y., Seiford L.M. (Eds). Data Envelopment Analysis: Theory, Methodology, and Applications. Boston, Kluwer Academic Publishers, 1994, 513 p.
Cooper W.W., Seiford L.M., Tone K. Data Envelopment Analysis: A Comprehensive Text with Models, Applications, References and DEA-Solver Software. Springer Science & Business Media, 2000, 318 p.
James А. Is Education Really Underfunded in Resource-Rich Economies? Evidence from a Panel of U.S. States. UAA, Department of Economics Working Papers, 2015, no. 2015-01, pp. 1–12. URL: Link
Федорова Е.А., Агаджанян А.А. Региональный спилловер-эффект: эмпирический анализ регионов РФ // Аудит и финансовый анализ. 2015. № 2. С. 283–287. URL: Link