Смирнова Т.А.кандидат экономических наук, доцент кафедры социально-экономического планирования, Институт экономики, управления и природопользования, Сибирский федеральный университет, Красноярск, Российская Федерация Smirtatan@yandex.ru https://orcid.org/0000-0002-0804-9760 SPIN-код: 9057-3433
Янченко Я.М.магистрант кафедры социально-экономического планирования, Институт экономики, управления и природопользования, Сибирский федеральный университет, Красноярск, Российская Федерация Yana_1402@mail.ru https://orcid.org/0000-0001-8362-9135 SPIN-код: 3361-7568
Предмет. Высшее образование как один из конечных уровней системы образования несет ответственность за подготовку будущих специалистов в различных отраслях. В такой системе большую роль играют ее участники в лице преподавателей университетов. Качество работы преподавателей зависит от соответствия результатов работы вознаграждению. В статье анализируется существующая система стимулирования труда преподавателей вузов в РФ и предлагаются способы ее совершенствования. Цели. Анализ системы стимулирования труда преподавателей высшей школы и разработка нового подхода к ее улучшению. Методология. В работе использованы методы сравнения и анализа, статистические методы обработки экономических данных. Результаты. Изучены динамика количества преподавателей в стране и структура заработной платы. Исследованы системы стимулирующих выплат в разных вузах страны. Проведен анализ стимулирования труда в Сибирском федеральном университете. Выявлены недостатки существующей системы и предложен авторский подход к ее совершенствованию. Выводы. Выявлена тенденция сокращения числа преподавателей в вузах страны, что может быть связано с несоответствием заработной платы затраченному труду. Система стимулирования преподавателей не регламентируется на государственном уровне и имеет ряд недостатков. Для устранения существующих проблем авторами предложены трехуровневый механизм распределения показателей эффективности и коэффициенты, регулирующие изменчивость показателей, устанавливаемых университетом.
Ключевые слова: система высшего образования, система стимулирования труда, показатели эффективности труда, эффективный контракт, профессорско-преподавательский состав
Список литературы:
Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. М.: ВШЭ, 2003. 672 с.
Василенко О.Ю., Вельц Е.В. Преподаватель вуза: мотивация и стимулирование трудовой деятельности (Обзор социологического исследования) // Вестник Омского университета. 1999. № 4. С. 134–136. URL: Link
Модорский А.В. Стимулирующая функция заработной платы в системе функций заработной платы // Вестник Пермского университета. Сер. Экономика. 2014. № 1. С. 97–102. URL: Link
Васильева Е.Ю. Подходы к оценке качества деятельности преподавателя вуза // Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 2. С. 74–78.
Денисова О.П. Система мотивации профессорско-преподавательского состава как показатель качества образования в высшей школе // Вектор науки ТГУ. 2010. № 2. С. 179–184. URL: Link
Дятлов С.А., Добрынин А.И., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука, 1999. 309 с.
Лёшина М.А. Имитационная модель системы стимулирования труда преподавателей вуза // Программные продукты и системы. 2008. № 4. URL: Link=
Зинченко В.Д. Формирование эффективной системы мотивации и стимулирования труда преподавателей высшей школы // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2011. № 1. С. 169–172. URL: Link
Донова И.В. Вузовские реформы и профессионализм: новые стимулы и угрозы // ЭКО. 2016. № 6. C. 130–142.
Масыч М.А., Паничкина М.В. Инструменты повышения результативности деятельности преподавателей вуза: материальный аспект // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2016. № 3. С. 169–175. URL: Link