Предмет. Публичное управление территориальной социо-эколого-экономической системой (СЭЭС) субъекта РФ. Цели. Предложить авторский подход к оценке качества публичного управления региональной СЭЭС, провести его апробацию на примере Челябинской области. Методология. В рамках концепции адаптивного управления СЭЭС делается допущение, что качество и эффективность управления можно измерить, сосредоточив внимание на самом процессе. На основе синтеза теории сигналов и теории управления разработан инструментарий оценки качества системы публичного управления для региональной СЭЭС, включающий такие метрики, как латентность, интенсивность, джиттер и ряд других. Результаты. Частично подтверждена гипотеза о том, что система публичного управления региональной СЭЭС Челябинской области не отвечает требованиям качества по ряду метрик, тогда как повышение качества, процессной и институциональной эффективности чрезвычайно важно в условиях начала реализации Государственной программы «Охрана окружающей среды Челябинской области» на 2018–2025 гг. Выводы. Рекомендовано применить продуктивный мировой и отечественный опыт организации адаптивного управления СЭЭС; усилить ведомственный контроль, обеспечить, прежде всего, публичный контроль над параметрами экологической подсистемы; интегрировать в подсистему мониторинга инструментарий оценки процессной эффективности управления и идентификации слабых сигналов; повысить прозрачность формирования публичной государственно-управленческой повестки и публичность отчета ведомств.
Ключевые слова: социо-эколого-экономическая система, адаптивное управление, процессная эффективность, публичное управление, Челябинская область, экология, охрана окружающей среды
Список литературы:
Жуков Р.А., Манохин Е.В., Городничев С.В. Особенности управления социо-эколого-экономическими системами в регионах ЦФО // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016. № 2-1. С. 333–340. URL: Link
Гусарова М.В., Овчинникова М.А. Управление по результатам в системе государственного управления в России: подходы и результаты реформирования за последние 10 лет // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 1. С. 98–126. URL: Link
Ферару Г.С., Растворцев А.Ф., Благадырёва А.М. Методические подходы к формированию и реализации региональной экологической политики // Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 1. С. 27-36. URL: Link
Walters J.C. Is Adaptive Management Helping to Solve Fisheries Problems? AMBIO: A Journal of the Human Environment, 2007, vol. 36, pp. 304–307. URL: Link
Rist L., Felton A., Samuelsson L. et al. A New Paradigm for Adaptive Management. Ecology and Society, 2013, vol. 18, no. 4, art. 63. URL: Link
Литвак Б.Г. Экспертные технологии в управлении. М.: Делo, 2004. 400 с.
Williams B.K. Markov Decision Processes in Natural Resources Management: Observability and Uncertainty. Ecological Modelling, 2009, vol. 220, iss. 6, pp. 830–840. URL: Link
Holling C.S. Adaptive Environmental Assessment and Management. Chichester, New York, Wiley, 1978, 377 p.
Walters C.J. Adaptive Management of Renewable Resources. New York, MacMillan, 1986, 374 p.
Chaffin B.C., Gosnell H. Measuring Success of Adaptive Management Projects. In: Allen C., Garmestani A. (eds) Adaptive Management of Social-Ecological Systems.. Springer, Dordrecht, 2015, pp. 85–105. URL: Link
McFadden J.E., Hiller T.L., Tyre A.J. Evaluating the Efficacy of Adaptive Management Approaches: Is There a Formula for Success? Journal of Environmental Management, 2011, vol. 92, iss. 5, pp. 1354–1359. URL: Link
Моисеев В.О. Методология анализа и оценки эффективности региональных экономических систем. Казань: Издательство Казанского университета, 2003. 137 с.
Татаркин А.И. Саморазвитие территориальных социально-экономических систем как потребность федеративного обустройства России // Экономика региона. 2013. № 4. С. 9–26. URL: Link
Spence M. Signaling in Retrospect and the Informational Structure of Markets. The American Economic Review, 2002, vol. 92, no. 3, pp. 434–459. URL: Link
Бессонова О.Э. Рынок и раздаток в российской матрице: от конфронтации к интеграции. М.: Политическая энциклопедия, 2015. 151 с.
Макаров В.Л., Бахтизин А.Р., Сушко Е.Д. Агент-ориентированная социо-эколого-экономическая модель региона // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. Т. 11. № 3. С. 2–11. URL: Link
Соболев Н.А. Модель эффективности государственной службы в России: проблема рефлексии // Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 4. С. 177–193. URL: Link
Кулинич А.А. Компьютерные системы анализа ситуаций и поддержки принятия решений на основе когнитивных карт: подходы и методы // Проблемы управления. 2011. № 4. С. 31–45. URL: Link
Валько Д.В. Институционализация общественного участия в государственном регулировании экономики в условиях информатизации // Научные труды Вольного экономического общества России. 2016. Т. 201. С. 365–384. URL: Link
Riehl B., Zerriffi H., Naidoo R. Effects of Community-Based Natural Resource Management on Household Welfare in Namibia. PLoS ONE, 2015, vol. 10, iss. 5. URL: Link
Walters C. Challenges in Adaptive Management of Riparian and Coastal Ecosystems. Conservation Ecology, 1997, vol. 1, no. 2, art. 1. URL: Link
Подвесовский А.Г., Будыльский Д.В. Проблемы и особенности автоматизации мониторинга социальных сетей и интеллектуальной обработки пользовательских сообщений // Вестник Брянского государственного технического университета. 2014. № 4. С. 146–152. URL: Link