Глухих П.Л.кандидат экономических наук, доцент, Уральский государственный педагогический университет, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, Центр региональных компаративных исследований, Екатеринбург, Российская Федерация Gluchih_P_L@mail.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 9140-6998
Предмет. По разным причинам ежегодно уменьшается процент потенциальных предпринимателей. Cреди студентов готовность к предпринимательству составляет 9%, через 5 лет этот показатель возрастает до 53%. Фактически предпринимателями становятся только 5,8% от взрослого трудоспособного населения. Недополученный эффект от потери потенциального среднестатистического предпринимателя существенно различается по регионам и обусловлен региональными факторами предпринимательского поведения домохозяйств. Цели. На основе обобщения теоретических подходов к предпринимательству в рамках концепции домохозяйства разработать авторскую трактовку предпринимательского потенциала домохозяйства и выделить этапы его реализации. Методология. Апробирована авторская методика, позволяющая, в отличие от существующих подходов, оценить сложившиеся в регионе (и/или федеральном округе) условия (стремление к собственному бизнесу, оценка условий для предпринимательской деятельности, ожидаемая прибыль от бизнеса) для реализации предпринимательского потенциала. Результаты. Путем расчета интегральных индексов, включающих статистические и социологические характеристики, установлено, что Центральный федеральный округ характеризуется не самой высокой предпринимательской активностью. Напротив, Южный федеральный округ – это регион с большим предпринимательским потенциалом. Выводы. Специфика и наиболее острые проблемы, стоящие перед каждым типом федеральных округов, позволили сформулировать направления институционального обеспечения оптимизации воспроизводственных функций домохозяйств.
Ключевые слова: организация бизнеса, предпринимательская активность, методика оценки предпринимательства
Список литературы:
Кейнс Дж.М. Избранные произведения. М.: Экономика, 1993. 543 с.
Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2007. 957 с.
Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. 401 с.
Уэрта де Сото X. Австрийская экономическая школа: рынок и предпринимательское творчество. Челябинск: Социум, 2009. 202 с.
Алимова Т.А., Тихонова Н.Е., Обыдённова Т.Б., Чепуренко А.Ю. Предпринимательский потенциал российского общества: анализ и рекомендации по содействию вовлечению населения в малый бизнес. Часть 1 // Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 2. С. 26–51. URL: Link
Булакина О.Н. Методика комплексной оценки предпринимательского потенциала муниципального образования // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2009. № 4. С. 63–65. URL: Link
Позняков В.П. Социальная психология российского предпринимательства: научные исследования и практические приложения // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2016. Т. 1. № 1. С. 80–104. URL: Link
Андреева Е.Л., Ратнер А.В., Глухих П.Л. Изменение ценностных установок модернизируемого общества // Ценности и смыслы. 2014. № 1. С. 89-101. URL: Link
Селигман М., Дарлинг Р.Б. Обычные семьи, особые дети. Системный подход к помощи детям с нарушениями развития. М.: Теревинф, 2007. 368 c.
Козлова О.А., Тоскунина В.Э., Шеломенцев А.Г. и др. Перспективы занятости в малом предпринимательстве северных регионов России // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера. Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2013. № 2. С. 21–31. URL: Link
Глухих П.Л. Оценка влияния региональных факторов на предпринимательское поведение домохозяйств. В кн.: Стратегическое и проектное управление: сборник научных статей. Вып. 7. Пермь: ПГНИУ, 2015. С. 59–64.
Басарева В.Г. Взаимосвязь между уровнем жизни населения и развитием малого бизнеса // Регион: экономика и социология. 2008. № 3. С. 168–182. URL: Link
Birch D.L. The Job Generation Process. Cambridge, Mass.: M.I.T. Program on Neighborhood and Regional Change, 1979, 295 p.