Волков А.Ю.аспирант Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Москва, Российская Федерация volkovwho@gmail.com ORCID id: отсутствует SPIN-код: 8307-9389
Предмет. Меры по снижению доступности алкогольных напитков для населения. Цели. Оценка влияния мер антиалкогольной политики, в особенности ценовых инструментов, на уровень преступности в регионах России. Методология. В процессе исследования используется эконометрический анализ. Базой для исследования являются данные Росстата за 2003–2016 гг. Результаты. В работе продемонстрирована нелинейная зависимость между уровнем цен на алкоголь и уровнем преступности в регионе. Так, повышение цены на литр водки до 4,9% от номинального среднедушевого дохода населения ведет к снижению уровня преступности при прочих равных условиях. После превышения данного ориентира рост цен приводит к увеличению преступности, что может являться следствием перехода населения на контрафактную алкогольную продукцию. Выводы. Использование ценовых инструментов в рамках антиалкогольной политики способствует снижению уровня преступности в регионах. В то же время необходимо с осторожностью подходить к их применению вследствие возможности перехода населения на нелицензированный алкоголь, конкурентоспособность которого напрямую связана с уровнем цен на легальный алкоголь. Полученные выводы могут быть использованы при формировании антиалкогольной политики.
Ключевые слова: алкоголь, алкогольная политика, преступность, Россия
Список литературы:
Немцов А.В. Алкогольный урон регионов России. М.: NALEX, 2003. 136 c.
Немцов А.В. Алкогольная история России: новейший период. М.: ЛИБРОКОМ, 2009. 320 c.
Рощина Я.М. Динамика и структура потребления алкоголя в современной России // Вестник Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ. Вып. 2. 2012. С. 238–257. URL: Link
Pridemore W., Chamlin M., Kaylen M.T., Andreev E. The Impact of a National Alcohol Policy on Deaths Due to Transport Accidents in Russia. Addiction, 2013, vol. 108, iss. 12, pp. 2112–2118. URL: Link
Levintova M. Russian Alcohol Policy in the Making. Alcohol and Alcoholism, 2007, vol. 42, iss. 5, pp. 500–505. URL: Link
Kolosnitsyna M., Sitdikov M., Khorkina N. Availability Restrictions and Alcohol Consumption: A Case of Restricted Hours of Alcohol Sales in Russian Regions. International Journal of Alcohol and Drug Research, 2014, vol. 3, iss. 3, pp. 193–201. URL: Link
Babor T., Caetano R., Casswell S. et al. Alcohol: No Ordinary Commodity: Research and Public Policy. New York, Oxford University Press, 2004, 290 p.
Brennan A., Purshouse R., Taylor K. et al. Independent Review of the Effects of Alcohol Pricing and Promotion. Part B. Modelling the Potential Impact of Pricing and Promotion Policies for Alcohol in England: Results from the Sheffield Alcohol Policy Model. Version 2008 (1-1). Sheffield, The University of Sheffield, 2008, 217 p. URL: Link
Grossman M., Markowitz S. Alcohol Regulation and Violence on College Campuses. NBER Working Papers, 1999, no. 7129. URL: Link
Young D.J., Bielinska-Kwapisz A. Alcohol Prices, Consumption, and Traffic Fatalities. Southern Economic Journal, 2006, vol. 72, no. 3, pp. 690–703. URL: Link
Wagenaar A.C., Tobler A.L., Komro K.A. Effects of Alcohol Tax and Price Policies on Morbidity and Mortality: A Systematic Review. American Journal of Public Health, 2010, vol. 100, no. 11, pp. 2270–2278. URL: Link
Carpenter C., Dobkin C. Alcohol Regulation and Crime. NBER Working Papers, 2010, no. 15828. URL: Link
Chaloupka F.J., Grossman M., Saffer H. The Effects of Price on Alcohol Consumption and Alcohol-Related Problems. Alcohol Research and Health, 2002, vol. 26, no. 1, pp. 22–34. URL: Link
Колосницына М.Г., Хоркина Н.А., Волков А.Ю. Внешние эффекты потребления алкоголя: влияние мер антиалкогольной политики на преступность // Вопросы экономики. 2018. № 3. С. 130–152.
Lobonţ O.-R., Nicolescu A.-C., Moldovan N.-C., Kuloğlu A. The Effect of Socioeconomic Factors on Crime Rates in Romania: A Macro-Level Analysis. Economic Research – Ekonomska Istraživanja, 2017, vol. 30, iss. 1, pp. 91–111. URL: Link
Muller A. Business Recession, Alcohol Consumption, Drinking and Driving Laws: Impact on Oklahoma Motor Vehicle Fatalities and Fatal Crashes. American Journal of Public Health, 1989, vol. 79, no. 10, pp. 1366–1370. URL: Link