+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Региональная экономика: теория и практика»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Применение концепции поведенческих финансов к анализу территориальной бюджетной политики

т. 17, вып. 1, январь 2019

Получена: 22.10.2018

Получена в доработанном виде: 19.11.2018

Одобрена: 17.12.2018

Доступна онлайн: 16.01.2019

Рубрика: РЕГИОН В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Коды JEL: H30, H72, H79

Страницы: 16–33

https://doi.org/10.24891/re.17.1.16

Левина В.В. доктор экономических наук, доцент кафедры «Финансы и менеджмент», Тульский государственный университет, Тула, Российская Федерация 
vvl2004@mail.ru

ORCID id: отсутствует
SPIN-код: 8961-1710

Предмет. Влияние объективных и субъективных факторов на эффективность бюджетной политики регионов и муниципальных образований.
Цели. Анализ различных аспектов бюджетной политики территорий в контексте применимости к ним положений теории поведенческой экономики и разработка предложений по адекватному учету субъективных факторов в бюджетной политике субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Методология. В исследовании применены общенаучные принципы системно-структурного и структурно-функционального анализа. При изучении особенностей конкретных субъектов РФ и муниципальных образований использовались сравнительно-сопоставительный и диалектический методы, в сочетании позволяющие выделить общие и особенные черты территориальной бюджетной политики.
Результаты. Выделены основные направления территориальной бюджетной политики, в которых наиболее сильно проявляется воздействие субъективных факторов в процессе принятия бюджетных решений. Предложены направления совершенствования межмуниципальной кооперации и распределения межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ с учетом необходимости идентификации и согласования интересов участников процесса.
Выводы. Разработанные предложения позволят внести обоснованные изменения в отдельные аспекты региональной и муниципальной бюджетной политики в целях повышения эффективности межбюджетного регулирования, распространения практики самообложения и инициативного бюджетирования.

Ключевые слова: поведенческие финансы, региональный бюджет, местный бюджет, межбюджетные трансферты, экономические интересы

Список литературы:

  1. Канеман Д. Думай медленно... решай быстро. М.: АСТ, 2013. 653 с.
  2. Канеман Д., Словик П., Тверски А. Принятие решений в неопределенности: правила и предубеждения. Харьков: Гуманитарный центр, 2005. 632 с.
  3. Талер Р. Новая поведенческая экономика. Почему люди нарушают правила традиционной экономики и как на этом заработать. М.: Эксмо, 2017. 577 с.
  4. Талер Р., Санстейн К. Nudge. Архитектура выбора: как улучшить наши решения о здоровое благосостоянии и счастье. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 240 с.
  5. Белянин А.В. Ричард Талер и поведенческая экономика: от лабораторных экспериментов к практике подталкивания (Нобелевская премия по экономике 2017 года) // Вопросы экономики. 2018. № 1. С. 5–25. URL: Link
  6. Пигу А.С. Экономическая теория благосостояния. М.: Прогресс, 1985. 512 с.
  7. Вагин В.В., Гаврилова Н.В., Шаповалова Н.А. Инициативное бюджетирование в России: лучшие практики и направления развития // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2015. № 4. С. 94–103. URL: Link
  8. Гаврилова Н.В. Зарубежные тренды в сфере партисипаторного бюджетирования // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2016. № 2. С. 118–125. URL: Link
  9. Левина В.В. Формирование и развитие механизмов инициативного бюджетирования // Финансы и кредит. 2016. Т. 22. Вып. 30. С. 16–32. URL: Link
  10. Леонов С.Н. Проблемные результаты и перспективы реформы местного самоуправления в России // Пространственная экономика. 2017. № 3. С. 107–132. URL: Link
  11. Маркварт Э., Францке Й. Территориальное реформирование местного самоуправления в Германии и России на современном этапе // Пространственная экономика. 2017. № 3. С. 40–61. URL: Link
  12. Лаврикова Ю.Г., Суворова А.В., Котлярова С.Н. Проблемы и варианты исчисления мультипликативных эффектов при реализации программно-проектного подхода к комплексному социально-экономическому развитию муниципальных образований // Экономический анализ: теория и практика. 2016. Т. 15. Вып. 5. С. 41–53. URL: Link
  13. Осипов А.В. Мягкие бюджетные ограничения как экономический институт // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6-3. URL: Link
  14. Лавров А.М., Домбровский Е.А. Децентрализация бюджетных доходов: международные сравнения и российские перспективы // Финансы. 2016. № 5. С. 16–27.
  15. Зубаревич Н. Социально-экономическое развитие и состояние бюджетов регионов в 2017 г. // Экономическое развитие России. 2018. Т. 25. № 2. С. 69–77. URL: Link
  16. Леонов С.Н. Бюджетные стимулы регионального развития // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2016. Т. 26. № 5. С. 723–730. URL: Link
  17. Кадочников П., Синельников-Мурылев С., Трунин И., Четвериков С. Реформа фискального федерализма в России: проблема мягких бюджетных ограничений // Экономическая политика. 2006. № 3. С. 148–181. URL: Link
  18. Левина В.В. Оценка приоритетов региональной бюджетной политики // Финансы и кредит. 2012. Т. 18. Вып. 30. С. 10–17. URL: Link
  19. Швецов А.Н. Стратегическое планирование муниципального развития: полезное начинание или бюрократическая кампания? // Муниципальное имущество: экономика, право, управление. 2017. № 3. С. 3–7.
  20. Лавров А.М., Бегчин Н.А. Проблемы и перспективы внедрения «программных» бюджетов // Финансы. 2016. № 4. С. 3–12.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8733 (Online)
ISSN 2073-1477 (Print)

Свежий номер журнала

т. 22, вып. 10, октябрь 2024

Другие номера журнала