Исследование транспортной доступности территории Европейского и Приуральского Севера России на основе применения программно-целевого подхода и стратегического планирования
Киселенко А.Н.доктор технических наук, доктор экономических наук, профессор, руководитель лаборатории проблем транспорта, главный научный сотрудник Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН, Сыктывкар, Российская Федерация kiselenko@iespn.komisc.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 1045-9594
Сундуков Е.Ю.кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории проблем транспорта, Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН, Сыктывкар, Российская Федерация translab@iespn.komisc.ru https://orcid.org/0000-0003-0141-8292 SPIN-код: 8735-7995
Предмет. Применение программно-целевого подхода и стратегического планирования для исследования транспортной доступности территорий Европейского и Приуральского Севера России. Цели. Рассмотреть транспортную доступность населенных пунктов и экономических центров региона на основе сопоставления текущей и перспективной транспортных сетей с применением программно-целевого подхода и стратегического планирования. Методология. В работе использовались методы системного, статистического, сравнительного анализа, программно-целевого подхода и стратегического планирования. Проведен анализ государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» для Арктической зоны РФ, а именно территорий, относящихся к Европейскому и Приуральскому Северу России. Результаты. Предложены варианты транспортной сети региона для обеспечения желаемой транспортной доступности. Выводы. Узлы опорной транспортной сети региона, не имеющие автомобильного и железнодорожного сообщения, обслуживаются воздушным транспортом; желаемая транспортная доступность основных узлов транспортной сети Европейского и Приуральского Севера будет обеспечена при реализации проектов, закрепленных в документах стратегического планирования и программно-целевого управления.
Ключевые слова: транспортная доступность, Европейский и Приуральский Север России, транспортная сеть, стратегическое планирование, программно-целевой подход
Список литературы:
Гребенников В.В., Мунин Д.А., Левашев А.Г., Михайлов А.Ю. Виды транспортной доступности // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2012. № 1. С. 56–61. URL: Link
Дубовик В.О. Методы оценки транспортной доступности территории // Региональные исследования. 2013. № 4. С. 11–18. URL: Link.pdf
Строева Г.Н., Слободчикова Д.В. Обеспечение транспортной доступности населения как важное направление социально-экономического развития региона // Ученые заметки ТОГУ. 2016. Т. 7. № 4. С. 673–679. URL: Link
Мартыненко А.В., Петров М.Б. Влияние начертания транспортной сети на показатели доступности (на примере Свердловской области) // Региональные исследования. 2016. № 2. С. 21–30. URL: Link.pdf
Kusidel E., Górniak J. Transport Availability vs. Development of Poland's Regions. Comparative Economic Research. Central and Eastern Europe, 2012, vol. 15, iss. 4, pp. 105–116. URL: Link
Ashley D.J. Forecasting Passenger Travel Demand – International Aspects. Transportation, 1987, vol. 14, iss. 2, pp. 147–157. URL: Link
Malone K.M., Verroen E., Korver W., Heyma A. The Scenario Explorer for Passenger Transport: A Strategic Model for Long-Term Travel Demand Forecasting. Innovation: The European Journal of Social Science Research, 2001, vol. 14, iss. 1, pp. 331–353. URL: Link
Zhi-Chun Li, Sheng D. Forecasting Passenger Travel Demand for Air and High-Speed Rail Integration Service: A Case Study of Beijing-Guangzhou Corridor, China. Transportation Research. Part A. Policy and Practice, 2016, vol. 94, iss. 1, pp. 397–410. URL: Link
Wang Y., Lei L., Wang L. et al. Modeling Traveler Mode Choice Behavior of a New High-Speed Rail Corridor in China. Transportation Planning and Technology, 2014, vol. 37, iss. 5, pp. 466–483. URL: Link
Батиевская В.Б. Сравнительная характеристика применения программно-целевых методов в современной российской экономике // Сибирская финансовая школа. 2015. № 5. С. 51–53. URL: Link
Гранберг А.Г. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики. 2001. № 9. С. 15–28.
Киселенко А.Н., Сундуков Е.Ю. Программно-целевой подход к формированию опорной транспортной сети Европейского и Приуральского Севера // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2016. № 4. С. 99–105. URL: Link
Кабанов В.Н. Принципы размещения объектов социальной и транспортной инфраструктуры в региональных документах стратегического планирования // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. Т. 11. № 3. С. 71–83. URL: Link
Лаженцев В.Н. Общественный характер концепций развития экономики северных и арктических районов России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 4. С. 43–56. URL: Link
Дудников Е.Е., Космин В.В. Нереализованные транспортные проекты на Севере России: незамерзающий морской порт Индига, Средне-Ленский промышленный комплекс, Ленско-Камчатская железнодорожная магистраль: монография. М.: ЛЕНАНД, 2015. 105 с.