Предмет. Российские и зарубежные подходы к стратегированию экспортной деятельности регионов. Цели. Выявление проблем формирования экспортных стратегий субъектов РФ. Методология. В рамках работы изучены результаты российских и зарубежных научных исследований по заявленной теме. Проведен контент-анализ экспортных стратегий ряда стран, выявлены лучшие практики и перспективные инструменты поддержки экспорта. Проведен сравнительный анализ экспортных стратегий тех некоторых субъектов РФ. Результаты. Выявлены проблемы, в числе которых унифицированность инструментов, ориентация на широкий рынок, отсутствие обоснования выбора географических приоритетов, недостаток инструментов развития электронной интернационализации и международного маркетинга региона. Предложено группировать инструменты развития экспортной деятельности на региональном уровне по видам интернационализации (внешняя, внутренняя и электронная). Разработаны конкретные решения по применению инструментов международного стратегического менеджмента в стратегировании экспортной деятельности региона на примере Псковской области. Выводы. Комплексные экспортные стратегии субъектов РФ позволят обеспечить долгосрочный устойчивый эффект, а именно усиление конкурентоспособности региона на мировом рынке за счет адаптации его внутренней и внешней среды к требованиям интернационализации.
Ключевые слова: региональная политика, экспортная деятельность региона, экспортная стратегия, экспортоориентированное импортозамещение, стратегирование экспортной деятельности
Список литературы:
Якушев Н.О. Особенности поддержки российского экспорта // Региональное развитие. 2017. № 3. URL: Link
Растворцева С.Н. Перспективы развития экспорта российских регионов в современных условиях // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия «Актуальные проблемы реформирования российской экономики (теория, практика, перспектива)». 2016. № 13. С. 120–131. URL: Link,%202016.pdf
Дружинин П.В. Влияние внешних связей на развитие российских регионов // Региональная экономика. Юг России. 2015. № 4. С. 15–22. URL: Link
Митяков Е.С. Анализ внешнеэкономического развития регионов Приволжского федерального округа // Фундаментальные исследования. 2015. № 2. Ч. 1. С. 89–94. URL: Link
Romanoff E. The Economic Base Model: A Very Specific Case of Input-Output Analysis. Journal of Regional Science, 1974, vol. 14, iss. 1, pp. 121–129. URL: Link
North D.C. Location Theory and Regional Economic Growth. Journal of Political Economy, 1955, vol. 63, no. 3, pp. 245–258. URL: Link
Cooke S., Watson Ph. A Comparison of Regional Export Enhancement and Import Substitution Economic Development Strategies. The Journal of Regional Analysis and Policy, 2011, vol. 41, iss. 1, pp. 1–15. URL: Link
Sachs J.D., Warner A.M. The Curse of Natural Resources. European Economic Review, 2001, vol. 45, iss. 4-6, pp. 827–838. URL: Link00125-8
Deller S.C. Import Substitution and the Analysis of Gaps and Disconnects. In: Targeting Regional Economic Development. S.J. Goetz, S.C. Deller and T.R. Harris (Eds). London, New York, Routledge, 2009, pp. 365–388.
Третьяк В.В., Круглова И.А., Сигова М.В. Методические подходы к реализации стратегии импортозамещения в России // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2016. № 1. С. 12–16. URL: Link
Casey S.R., Hamilton R.T. Export Performance of Small Firms from Small Countries: The case of New Zealand. Journal of International Entrepreneurship, 2014, vol. 12, iss. 3, pp. 254–269. URL: Link
Laufs K., Schwens C. Foreign Market Entry Mode Choice of Small and Medium Sized Enterprises: A Systematic Review and Future Research Agenda. International Business Review, 2014, vol. 23, iss. 6, pp. 1109–1126. URL: Link
Beleska-Spasova E., Glaister K.W., Stride C. Resource Determinants of Strategy and Performance: The case of British Exporters. Journal of World Business, 2012, vol. 47, iss. 4, pp. 635–647. URL: Link
Khavul S., Perz-Nordtvedt L., Wood E. Organizational Entrainment and International New Ventures from Emerging Markets. Journal of Business Venturing, 2010, vol. 25, iss. 1, pp. 104–119. URL: Link
Prange C., Verdier S. Dynamic Capabilities, Internationalization Processes and Performance. Journal of World Business, 2011, vol. 46, iss. 1, pp. 126–133. URL: Link
Contractor F.J., Kumar V., Kundu S.K. Nature of the Relationship between International Expansion and Performance: The case of Emerging Market Firms. Journal of World Business, 2007, vol. 42, iss. 4, pp. 401–417. URL: Link
Kahiya E.T., Dean D.L. Export Performance: Multiple Predictors and Multiple Measures Approach. Asia Pacific Journal of Marketing and Logistics, 2014, vol. 26, iss. 3, pp. 378–407. URL: Link
Lisboa A., Skarmeas D., Lages C. Export Market Exploitation and Exploration and Performance: Linear, Moderated, Complementary and Non-Linear Effects. International Marketing Review, 2013, vol. 30, iss. 3, pp. 211–230. URL: Link
Villar C., Alegre J., Pla-Barber J. Exploring the Role of Knowledge Management Practices on Exports: A Dynamic Capabilities View. International Business Review, 2014, vol. 23, iss. 1, pp. 38–44. URL: Link
Lee I.H. The M Curve: The Performance of Born-Regional Firms from Korea. Multinational Business Review, 2010, vol. 18, iss. 4, pp. 1–22. URL: Link
Ansoff I. Strategies for Diversification. Harvard Business Review, 1957, vol. 35, iss. 5, pp. 113–124. URL: Link