Предмет. Региональная поддержка экспорта в России, в том числе меры по поддержке экспорта малого и среднего предпринимательства (МСП). Цели. Оценка факторов, влияющих на объемы экспорта МСП. Выработка рекомендаций по совершенствованию системы поддержки экспорта в России. Методология. Использованы эконометрическое моделирование, статистический анализ, обобщение, сравнение. Результаты. Проведенный эконометрический анализ показал, что существующая региональная поддержка экспорта оказывает влияние только на склонность потенциальных фирм-экспортеров к ведению экспортной деятельности, однако не влияет на объемы их экспорта. Выводы. Необходимо совершенствование системы поддержки экспорта в России, в частности, за счет повышения информированности фирм о предлагаемых государством мерах, дополнения линейки продуктов финансовой и нефинансовой поддержки, улучшения доступа к логистической инфраструктуре за рубежом, снижения транспортных издержек, предоставления налоговых льгот экспортерам, осуществляющим деятельность в рамках пространственно-отраслевых стратегий развития субъектов РФ.
Ключевые слова: экспорт, государственная поддержка, центры содействия, теория Мелитца
Список литературы:
Лощенкова А.Н. Анализ объемов поддержки экспорта в странах ОЭСР и БРИКС // Экономическое развитие России. 2018. Т. 25. № 5. С. 18–23. URL: Link
Hausmann R., Rodrik D. Economic Development as Self-Discovery. Journal of Development Economics, 2003, vol. 72, iss. 2, pp. 603–633. URL: Link00124-X
Greenaway D., Kneller R. Firm Heterogeneity, Exporting and Foreign Direct Investment. The Economic Journal, 2007, vol. 117, iss. 517, pp. F134–F161. URL: Link
Czinkota M.R., Ricks D.A. Export Assistance: Are We Supporting the Best Programs? Columbia Journal of World Business, 1981, vol. 16, iss. 2, pp. 73–78.
Seringhaus F.H.R., Mayer C.S. Different Approaches to Foreign Market Entry between Users and Non-Users of Trade Missions. European Journal of Marketing, 1988, vol. 22, iss. 10, pp. 7–18. URL: Link
Brooks M.R., Rosson P.J. A Study of Export Behavior of Small and Medium-Sized Manufacturing Firms in Three Canadian Provinces. In: Czinkota M. and Tesar G. (eds) Export Management. An International Context. New York, Praeger Publishers, 1982, pp. 39–54.
Lee W.-Y., Brasch J.J. The Adoption of Export as an Innovative Strategy. Journal of International Business Studies, 1978, vol. 9, iss. 1, pp. 85–94. URL: Link
Lederman D., Olarreaga M., Payton L. Export Promotion Agencies: Do They Work? Journal of Development Economics, 2010, vol. 91, iss. 2, pp. 257–265. URL: Link
Freixanet J. Export Promotion Programs: Their Impact on Companies' Internationalization Performance and Competitiveness. International Business Review, 2012, vol. 21, iss. 6, pp. 1065–1086. URL: Link
Volpe Martincus C., Carballo J. Is Export Promotion Effective in Developing Countries? Firm-Level Evidence on the Intensive and the Extensive Margins of Exports. Journal of International Economics, 2008, vol. 76, iss. 1, pp. 89–106. URL: Link
Volpe Martincus C., Carballo J. Beyond the Average Effects: The Distributional Impacts of Export Promotion Programs in Developing Countries. Journal of Development Economics, 2010, vol. 92, iss. 2, pp. 201–214. URL: Link
Tan A., Brewer P., Liesch P. Rigidity in SME Export Commencement Decisions. International Business Review, 2018, vol. 27, iss. 1, pp. 46–55. URL: Link
Wilkinson T., Brouthers L.E. Trade Promotion and SME Export Performance. International Business Review, 2006, vol. 15, iss. 3, pp. 233–252. URL: Link
Melitz M.J. The Impact of Trade on Intra-Industry Reallocations and Aggregate Industry Productivity. Econometrica, 2003, vol. 71, no. 6, pp. 1695–1725. URL: Link
Blalock G., Gertler P.J. Learning from Exporting Revisited in a Less Developed Setting. Journal of Development Economics, 2004, vol. 75, iss. 2, pp. 397–416. URL: Link
Кузнецов Д.Е. Выживаемость российских фирм на экспортных рынках // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18. № 1. С. 57–66. URL: Link
Hu Z., Rodrigue J., Tan Y., Yu C. Product Churning, Reallocation, and Chinese Export Growth. Journal of Economic Behavior & Organization, 2017, vol. 143, pp. 147–164. URL: Link
Paeleman I., Fuss C., Vanacker T. Untangling the Multiple Effects of Slack Resources on Firms' Exporting Behavior. Journal of World Business, 2017, vol. 52, iss. 6, pp. 769–781. URL: Link
Hu C., Tan Y. Export Spillovers and Export Performance in China. China Economic Review, 2016, vol. 41, pp. 75–89. URL: Link