Зябликова О.А.кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры менеджмента, информатики и общегуманитарных наук, Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Пенза, Российская Федерация has18068881@rambler.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: отсутствует
Харитонова Т.В.кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой менеджмента, информатики и общегуманитарных наук, Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Пенза, Российская Федерация haritonova_t79@mail.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: отсутствует
Предмет. Теоретические и практические аспекты зарождения, функционирования и развития предпринимательской деятельности в различных сферах экономики. Цели. Разработать направления повышения эффективности малого и среднего бизнеса в системе устойчивого экономического развития региона. Методология. Теоретической основой послужили фундаментальные и прикладные работы отечественных ученых, результаты прикладных исследований по проблемам развития малого и среднего бизнеса. Использованы методы сравнительного, экономического, логико-структурного, системного анализа, научной абстракции, социологических исследований, математической статистики и экспертных оценок. Изучены нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы разработки государственных программ развития малого и среднего предпринимательства в РФ, программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Пензенской области. Результаты. В работе проведен анализ различных аспектов функционирования малого и среднего бизнеса, рассмотрены действующие механизмы государственной поддержки. Сформулированы основные, наиболее типичные препятствия для развития малого и среднего бизнеса в регионе. В контексте рассмотренных проблем определены направления государственной политики. Выводы. Реализация предложенных направлений позволит внести обоснованные изменения в отдельные аспекты региональной политики в целях повышения эффективности развития малого и среднего бизнеса. Поддержка малого и среднего бизнеса способна поднять престиж предпринимателя в регионе, что обеспечит создание дополнительных рабочих мест, рост налоговых поступлений в бюджет, снижение социальной напряженности.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, проблемы развития, государственная программа, развитие бизнеса, формы поддержки
Список литературы:
Орлов А.И. Малое предпринимательство в России: развитие или стагнация? (1992–2001 годы) // Вопросы экономики. 2001. № 10. С. 70–79.
Толстова А.З., Гуслякова К.А. Анализ проблем малого бизнеса в современной экономике // Экономика и предпринимательство. 2017. № 2-2. С. 364–368.
Остапкович Г.В., Китрар Л.А., Лола И.С. Деловые тенденции малого бизнеса в России // Вопросы статистики. 2015. № 6. С. 53–65. URL: Link
Шаршова Т.В. Обследование занятости населения в секторе индивидуальных предпринимателей по муниципальным образованиям // Вопросы статистики. 2015. № 6. С. 66–74. URL: Link
Плетнёв Д.А., Николаева Е.В., Кампа А. Сравнительный анализ критериев отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу в разных странах // Стратегии бизнеса. 2015. № 9. С. 30–36. URL: Link
Оганян О.О. О государственной поддержке малого бизнеса в России // Экономист. 2002. № 8. С. 45–51.
Бухвальд Е.М., Виленский А.В. Поддержка и развитие малого бизнеса (опыт Венгрии и уроки для России) // Вопросы экономики. 2002. № 7. С. 109–118.
Петухова Ж.Г. Оценка стратегии развития предпринимательства в регионе и поддержка малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне // Экономика и управление. 2016. № 11. С. 62–69.
Уланова О.И. Особенности развития малого бизнеса Пензенской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 31. С. 111–115. URL: Link
Учаева Т.В. Развитие малого и среднего предпринимательства на территории Пензенской области // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 1. Ч. 2. URL: Link