Соболев Л.Б.доктор технических наук, профессор кафедры экономики инноваций и управления проектами, Московский авиационный институт (МАИ), Москва, Российская Федерация sobolevLB@yandex.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 7442-7216
Предмет. Ценовые и неценовые факторы спроса на региональные авиаперевозки в России, предложения в этом сегменте со стороны авиастроителей и структура региональных авиаперевозчиков, потенциал дальнейшего роста региональных авиаперевозок. Цели. Разработка рекомендаций для улучшения регионального авиасообщения в России. Методология. Сравнительный анализ организации региональных пассажирских авиаперевозок по странам. Результаты. В России отмечается смещение спроса на авиаперевозки с международных воздушных линий (МВЛ) на внутренние воздушные линии (ВВЛ), отмечено повышение внимания правительства страны к проблеме отечественного гражданского самолетостроения. Региональные авиаперевозчики повышают заполняемость кресел больших магистральных самолетов и общую эффективность пассажирских авиаперевозок. Выводы. Для России с ее невысокими показателями роста ВВП и, соответственно, благосостояния граждан стабильный рост пассажирских перевозок возможен лишь за счет региональной составляющей. Региональные авиаперевозки меньше зависят от внешнеполитических факторов. Проведена модернизация аэропортов крупных городов-миллионников, принята программа восстановления региональных аэропортов и производства самолетов на региональных предприятиях, мало зависящих от поставок зарубежных комплектующих. Государство оказывает поддержку важным для социально-экономической устойчивости страны направлениям.
Соболев Л.Б. Россия на мировом рынке пассажирских авиаперевозок // Экономический анализ: теория и практика. 2018. Т. 17. Вып. 11. С. 2027–2042. URL: Link
Рязанов В.А. Пассажиропоток аэропортов России как индикатор социально-экономической динамики регионов страны // Региональные исследования. 2013. № 4. С. 74–79. URL: Link.pdf
Андреев А.В. Концепция формирования конкурентоспособных хабов России на современном этапе развития отрасли воздушного транспорта // Современная конкуренция. 2012. № 2. С. 75–84. URL: Link
Горбачев В.И. Аэропорты России нуждаются в целенаправленной государственной политике // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, экономике, практике. 2017. № 4. С. 9–11. URL: Link
Волосов Е.Н. Региональная авиация Сибири и Дальнего Востока: проблемы и перспективы // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2016. № 4. С. 60–68. URL: Link
Низаметдинов Р.Р. Роль государства и формы государственной поддержки развития малой и региональной авиации РФ // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2014. № 202. С. 49–52. URL: Link
Самойлов И.А., Страдомский О.Ю., Шапкин В.С. Состояние гражданской авиационной техники России и прогноз ее обновления до 2030 года // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2013. № 187. С. 7–18. URL: Link
Дугин Г.С. Состояние и проблемы региональной авиации России // Вестник транспорта. 2012. № 1. С. 16–18.
Соболев Л.Б. Региональная авиация России // Экономический анализ: теория и практика. 2018. Т. 17. Вып. 1. С. 99–115. URL: Link
Соболев Л.Б. Большая миссия малой авиации // Экономический анализ: теория и практика. 2016. Т. 15. Вып. 3. С. 4–16. URL: Link