Предмет. Влияние пространственной организации вузовской сети на конвергенцию мировых образовательных моделей. Цели. Проверка гипотезы о том, что пространственное размещение вузов в странах с англосаксонской и континентальной моделью высшего образования является источником конвергенции указанных моделей. Методология. Комплексный подход к исследованию пространственной организации вузовской сети, включающий характеристику институциональных различий и анализ территориального распределения высокорейтинговых магистерских программ в странах с англосаксонской и континентальной моделью высшего образования. Результаты. Пространственная организация вузовской сети оценена как движущая сила нарастающего тренда конвергенции мировых моделей высшего образования. Гипотеза исследования подтверждена обоснованными результатами статистического анализа территориального распределения топ-3 магистерских программ, представленных в рейтинге Eduniversal, по 13 профилям подготовки в Великобритании и США (англосаксонская модель), во Франции и Германии (континентальная модель). Выводы. Равномерность территориального распределения высокорейтинговых магистерских программ свидетельствует о рациональном размещении вузовской сети как ресурса социально-экономического развития регионов в Великобритании, США, Франции и Германии. Пространственная организация вузовской сети является фактором конвергенции англосаксонской и континентальной моделей. Указанная особенность не отражена в пространственной организации вузовской сети России, для которой характерна максимальная концентрация топ-3 магистерских программ в Москве.
Фомина О.И. Структурные особенности системы высшего образования США в контексте его развития // Национальная ассоциация ученых (НАУ). 2015. № 9. С. 89–91. URL: Link
Павлова И.А. Трансформация институтов высшей школы и новая социально-экономическая парадигма: роли, функции, взаимодействия современного университета в региональной инновационной системе: монография. Томск: STT, 2016. 232 с.
McGuinness A.C., Jr. The State and Higher Education. In: Altbach P.G., Gumport P.J., Berdahl R.O. (Eds) American Higher Education in the Twenty-First Century: Social, Political, and Economic Challenges. Baltimore, The Johns Hopkins University Press, 2011, pp. 183–215.
McLendon M.K., Ness E.C. The Politics of State Higher Education Governance Reform. Peabody Journal of Education, 2003, vol. 78, iss. 4, pp. 66–88. URL: Link
Запрягаев С.А. Системы высшего образования России и США // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2001. № 1. С. 39–47. URL: Link
Deem R. 'New Managerialism' and Higher Education: The Management of Performances and Cultures in Universities in the United Kingdom. International Studies in Sociology of Education, 1998, vol. 8, iss. 1, pp. 47–70. URL: Link
Xu Q. On the Characteristics of Higher Education in Canada and Its Inspiration. International Education Studies, 2009, vol. 2, no. 1, pp. 91–94. URL: Link
Мушкетова Н.С. Управление образованием как фактор развития маркетинговой среды вузов // Научный диалог. 2014. № 2. С. 102–117. URL: Link
Семёнова Ю.И. Государственная инновационная политика Германии в сфере высшего образования в условиях формирования единого европейского образовательного пространства // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011. № 3-1. С. 120–128. URL: Link
Dobbins M., Knill Ch. Higher Education Governance in France, Germany, and Italy: Change and Variation in the Impact of Transnational Soft Governance. Policy and Society, 2017, vol. 36, iss. 1, pp. 67–88. URL: Link
Neave G. The European Dimension in Higher Education: An Excursion into the Modern Use of Historical Analogues. In: Huisman J., Maassen P., Neave G. (Eds). Higher Education and the Nation State. The International Dimension of Higher Education. Amsterdam, Elsevier, 2001, pp. 13–73.
Лапина Н.Ю. Модернизация системы высшего образования во Франции: проблемы и решения // Актуальные проблемы Европы. 2013. № 2. С. 142–163. URL: Link
Хасаев Г.Р., Болгова Е.В. Аналитические модели исследования региональной вузовской сети // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2015. № 1. С. 21–25. URL: Link
Болгова Е.В., Болгов С.А., Курникова М.В. Рейтинговый метод в оценке пространственной организации высшего образования: опыт Франции // Ars Administrandi (Искусство управления). 2018. Т. 10. № 4. С. 687–721. URL: Link