Предмет. Роль стратегии для региона. Особенности анализа внутренней и внешней среды на примере Центрального региона Республики Таджикистан. Цели. Совершенствование методов анализа внутренней и внешней среды применительно к промышленному региону в целях разработки эффективной стратегии его развития. Методология. Методами стратегического менеджмента выполнен оригинальный расширенный анализ внутренней среды; использованы профиль эффективности управления, SNW-анализ и анализ ассортиментной политики. В отношении внешней среды применены PEST-анализ, лист анализа конкуренции по Портеру, матрица анализа конкурентов. Инструменты исследования адаптированы к специфическим условиям региона. Результаты. Выявлены сильные и слабые стороны региона. Сформирован перечень возможностей и угроз, позволяющий определить стратегический климат региона. Использование весовой матрицы позволяет выделить ключевые факторы среды, оказывающие реальное влияние на развитие региона. К таким ключевым факторам, в частности, относятся: свободные производственные площади и имидж региона (силы), отсутствие инновационной стратегии и неэффективная система мотивации (слабости), ресурсы региона и возможность получения государственного заказа (возможности), высокая налоговая нагрузка и высокий износ оборудования (угрозы). Выводы. Использование расширенного анализа и учет выявленных на его основе ключевых факторов среды будет надежной основой для SWOT-анализа и разработки эффективной стратегии развития промышленного региона.
Ключевые слова: регион, анализ внутренней и внешней среды, силы и слабости, возможности и угрозы
Список литературы:
Адизес И. Управление жизненным циклом корпораций. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 512 c.
Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 2008. 560 с.
Дженстер П., Хасси Д. Анализ сильных и слабых сторон компании. Определение стратегических возможностей. М.: Вильямс, 2016. 368 с.
Расиел И.М. Метод McKinsey: использование техник ведущих стратегических консультантов для себя и своего бизнеса. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. 192 с.
Свэйм Р. Стратегии управления бизнесом Питера Друкера. СПб.: Питер, 2011. 413 c.
Жданкин Н.А., Шарипов Б.К. Социально-экономические проблемы развития промышленного региона и инновационный подход к их решению // Креативная экономика. 2019. Т. 13. № 1. С. 151–168. URL: Link
Идзиев Г.И. Инновационное развитие промышленности региона и его роль в формировании конкурентоспособных производств // Региональная экономика: теория и практика. 2011. Т. 9. Вып. 48. С. 23–28. URL: Link
Похилько Т.Н. Инновационное развитие региона. Ставрополь: СевКавГТУ, 2010. 183 c.
Leiponen A. Skills and Innovation. International Journal of Industrial Organization, 2005, vol. 23, iss. 5-6, pp. 303–323. URL: Link
Piergiovanni R., Santarelli E., Vivarelli M. From Which Source Do Small Firms Derive Their Innovative Inputs? Some Evidence from Italian Industry. Review of Industrial Organization, 1997, vol. 12, iss. 2, pp. 243–258. URL: Link
Winkler V.A., Bouncken R.B. How Does Cultural Diversity in Global Innovation Teams Affect the Innovation Process? Engineering Management Journal, 2011, vol. 23, iss. 4, pp. 24–35. URL: Link
Liefner I., Hennemann S., Xin L. Cooperation in the Innovation Process in Developing Countries: Empirical Evidence from Zhongguancun, Beijing. Environment and Planning A, 2006, vol. 38, iss. 1, pp. 111–130. URL: Link
Krugman P., Venables A.J. Integration, Specialization, and Adjustment. European Economic Review, 1996, vol. 40, iss. 3-5, pp. 959–967. URL: Link00104-2
Storper M., Walker R. The Capitalist Imperative: Territory, Technology, and Industrial Growth. New York, Basil Blackwell, 1989, 279 p.
Porter M. The Economic Performance of Regions. Regional Studies, 2003, vol. 37, no. 6-7, pp. 549–578. URL: Link
Martin R., Sunley P. Deconstructing Clusters: Chaotic Concept or Policy Panacea? Journal of Economic Geography, 2003, vol. 3, iss. 1, pp. 5–35. URL: Link
Ахмадбекова Н.М. Формирование и становление малого и среднего бизнеса в переходной экономике республики Таджикистан // Фундаментальные исследования. 2016. № 1-1. С. 99–103. URL: Link