Предмет. Бюджетная дисциплина. Сальдо бюджета регионов как индикатор готовности соблюдать бюджетную дисциплину. Цели. Оценить влияние бюджетной децентрализации на сальдо. С этой целью на основе информации из официальных источников составлен панельно-временной массив для 81 субъекта Российской Федерации за 2006–2017 гг. Методология. Состав объясняющих переменных уточнен с помощью теста на парную причинность по Грэнджеру; для оценивания эмпирической модели использован «системный» обобщенный метод моментов. Результаты. Бюджетная децентрализация не ассоциируется с ослаблением бюджетной дисциплины. Сверхцентрализация ужесточает бюджетные ограничения регионов через делегирование расходных полномочий с централизованным финансированием, скрупулезным определением прав и обязанностей регионов и финансовым контролем со стороны федерального центра. Обнаружена положительная связь бюджетной дисциплины с налоговой автономией регионов. Рост доли региональных налогов в доходах регионов сочетался с улучшением сальдо. Сокращение асимметрии бюджетной децентрализации, измеренной разрывом между децентрализацией расходов и децентрализацией доходов, тоже сочеталось с улучшением сальдо. Выводы. Полученные результаты поддерживают ужесточение бюджетных ограничений регионов путем расширения их налоговой автономии, уточнения и стандартизации условий предоставления регионам финансовой помощи.
Oates W.E. On the Theory and Practice of Fiscal Decentralization. IFIR Working Paper, 2006, no. 5, 36 p. URL: Link
Sorens J. Vertical Fiscal Gaps and Economic Performance: A Theoretical Review and an Empirical Meta-Analysis. Mercatus Working Paper, February 2016, 41 p. URL: Link
Rodden J. The Dilemma of Fiscal Federalism: Grants and Fiscal Performance around the World. American Journal of Political Science, 2002, vol. 46, no. 3, pp. 670–687. URL: Link
Greene W.H. Econometric Analysis. 5-th Edition. Upper Saddle River, New Jersey, Prentice Hall, 2003, 1238 p.
Blundell R., Bond S., Windmeijer F. Estimation in Dynamic Panel Data Models: Improving on the Performance of the Standard GMM Estimators. The Institute for Fiscal Studies. Working Papers, 2000, no. 12, 49 p. URL: Link
De Mello L.R. Fiscal Decentralization and Intergovernmental Fiscal Relations: A Cross-Country Analysis. World Development, 2000, vol. 28, iss. 2, pp. 365–380. URL: Link00123-0
Rodden J., Wibbels E. Beyond the Fiction of Federalism: Macroeconomic Management in Multitiered Systems. World Politics, 2002, vol. 54, iss. 4, pp. 494–531. URL: Link
Neyapti B. Fiscal Decentralization and Deficits: International Evidence. European Journal of Political Economy, 2010, vol. 26, iss. 2, pp. 155–166. URL: Link
Baskaran T. On the Link Between Fiscal Decentralization and Public Debt in OECD Countries. Public Choice, 2010, vol. 145, iss. 3–4, pp. 351–378. URL: Link
Eyraud L., Lusinyan L. Decentralizing Spending More than Revenue: Does it Hurt Fiscal Performance? IMF Working Paper, 2011, no. 226, 33 p. URL: Link
Sow M., Razafimahefa I. Fiscal Decentralization and Fiscal Policy Performance. IMF Working Paper, 2017, no. 64, 30 p. URL: Link
Huayan Y., Di Z., Bing C. The Contribution of Fiscal/Financial Decentralization to the Debt Expansion of the Local Financing Platform. IOP Conference. Series: Earth and Environmental Science, 2018, vol. 113, conf. 1. URL: Link
Акиндинова Н.В., Чернявский А.В., Чепель А.А. Региональные бюджеты в условиях кризиса: можно ли достичь сбалансированности? // Вопросы экономики. 2016. № 10. С. 31–48. URL: Link
Бухарский В.В., Ветрова Е.Ю., Лавров А.М. Корреляционный анализ долговой нагрузки на бюджеты субъектов Российской Федерации в 2005–2016 гг. // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2017. № 6. С. 9–24. URL: Link
Андряков А.Д. Сбалансированность и устойчивость региональных бюджетов в 2008–2016 гг. // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2017. № 6. С. 25–39. URL: Link