Исрапилов Х.А.аспирант кафедры налогов, денежного обращения и кредита, Дагестанский государственный университет (ДГУ), Махачкала, Российская Федерация israpilov.khadzhimurad@mail.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: отсутствует
Сулейманов М.М.кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов, денежного обращения и кредита, Дагестанский государственный университет (ДГУ), Махачкала, Российская Федерация fefnews@mail.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 6628-8122
Предмет. Статья посвящена исследованию влияния моделей налогового федерализма на уровень налогового потенциала регионов РФ. Предметом исследования является совокупность финансовых отношений между федеральным центром и субфедеральными органами власти по поводу формирования эффективной модели налогового федерализма, направленной на повышение налогового потенциала регионов РФ. Объектом исследования выступает налоговая система РФ, механизм налоговых взаимоотношений между органами власти разных уровней. Цели. Разработка теоретических и практических рекомендаций по совершенствованию российской модели налогового федерализма, предполагающей создание эффективно действующей в условиях формирования децентрализованной системы федеративных отношений трехуровневой налоговой системы, направленной на повышение налогового потенциала регионов РФ. Методология. В ходе исследования применялись частные методы экономического исследования: экономико-статистических группировок, динамических рядов, табличной и графической визуализации статистических данных. Результаты. Научная новизна исследования состоит в развитии теоретических положений и разработке практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности существующей модели налогового федерализма, позволяющих укрепить налоговый потенциал регионов РФ. В работе выявлены специфические характеристики и структурно-функциональная организация моделей налогового федерализма существующих в мировой практике. На основе обобщения опыта функционирования федеративных налоговых систем выделены различные типы моделей налогового федерализма. Предложена авторская модель распределения налоговых источников доходов и полномочий между уровнями бюджетной системы РФ, отличающаяся от существующей разделением налогов на четыре группы (совместные регулирующие, федеральные, региональные и местные), основанная на принципах федерализма и направленная на укрепление доходной базы бюджетов территорий. Выводы. Практическая значимость исследования заключается в разработке конкретных предложений и рекомендаций по реформированию налоговой системы и существующей модели налогового федерализма РФ. Их реализация позволит комплексно подойти к формированию и осуществлению программ социально-экономического развития РФ и отдельных регионов.
Ключевые слова: налоговый федерализм, налоговый потенциал, бюджеты территорий, налоговая система
Список литературы:
Налоги и налогообложение. Палитра современных проблем: монография для магистрантов, обучающихся по программам направления «Финансы и кредит» / под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 315 с.
Алиев Б.Х., Султанов Г.С., Магомедов А.М. Перспективы совершенствования налоговой системы РФ с использованием практики налогообложения в США // Фундаментальные исследования. 2016. № 2-1. С. 115–119.
Brown C., Jackson P.M. Public Sector Economics. Wiley-Blackwell, 1990.
Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. 4-е изд. М.: Дело, 1994. 687 с.
Шумпетер Й. История экономического анализа. В 3 т. / под ред. В.С. Автономова. СПб.: Экономическая школа, 2004.
Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 т. М.: Мысль, 2004.
Истомина Н.А., Котельникова М.В. Вопросы теории и практики прогнозирования налоговых доходов на региональном уровне // Экономика региона. 2009. № 2. С. 236–240.
Hughes G., Smith S., Tabellini G. Economic Aspects of Decentralized Government: Structure, Functions and Finance. Economic Policy, 1991, no. 6(13), pp. 426–459.
Иванов В.В. Типология межбюджетных отношений и моделей бюджетного федерализма // Вестник Мурманского государственного технического университета. 2010. Т. 13. № 1. С. 5–14.
Султанов Г.С., Алиев Б.Х., Глотова В.Г. Стимулирование инвестиционной деятельности компаний налоговыми методами: мировая практика // Фундаментальные исследования. 2015. № 9-2. С. 379–383.
Богачева О. Становление российской модели бюджетного федерализма // Вопросы экономики. 1998. № 8.
Алиев Б.Х., Султанов Г.С., Салаватов М.И. Эффективность государственного налогового менеджмента в условиях бюджетного дефицита. URL: Link
Исрапилов Х.А., Сулейманов М.М. Роль региональной налоговой политики в укреплении налогового потенциала территорий // Налоги и налогообложение. 2015. № 11. С. 860–873.
Остром В. Смысл американского федерализма. Что такое самоуправляющееся общество. М.: Арена, 1993. 320 с.
Фадеева Т.М. Европейский федерализм: современные тенденции // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 5: История. 1997. № 3. С. 3–27.
Алиев Б.Х., Сомоев Р.Г., Кравцова Н.И., Сулейманов М.М. Роль налогового федерализма в нивелировании межтерриториальной дифференциации регионов // Налоги и налогообложение. 2015. № 9. С. 655–664.