Предмет. Субъективное благополучие научно-педагогических работников. Цели. Уточнить предикторы, детерминанты и факторы субъективного благополучия; систематизировать информацию об оценках удовлетворенности своей жизнью и профессией; выделить факторы, удерживающие в профессии, и факторы, побуждающие к смене профессии. Методология. В качестве исследовательского инструментария выбран метод полуструктурированного глубинного интервью. Сценарий проведения глубинных интервью включал информационный блок; блок оценочных суждений относительно уровня удовлетворенности своей жизнью; блок субъективных оценок своего благополучия в профессии. Результаты. В результате проведенного анализа глубинных интервью авторы приблизились к формированию контуров субъективного благополучия научно-педагогических работников. Выводы. Выявлены компоненты субъективного благополучия научно-педагогических работников: аффективный и когнитивный. Когнитивный компонент связан с оценкой ценностей, качества жизни, общественных институтов, профессиональной сферы.
Ключевые слова: субъективное благополучие, научно-педагогические работники, профессиональная идентичность, глубинные интервью
Список литературы:
Белянин А. Дэниел Канеман и Вернон Смит: экономический анализ человеческого поведения (Нобелевская премия за чувство реальности) // Вопросы экономики. № 1. 2003. С. 4–23. URL: Link
Oswald A.J., Proto E., Sgroi D. Happiness and Productivity. Journal of Labor Economics, 2015, vol. 33, iss. 4, рр. 789–822. URL: Link
Ackerman N., Paolucci B. Objective and Subjective Income Adequacy: Their Relationship to Perceived Life Quality Measures. Social Indicators Research, 1983, vol. 12, iss. 1, pp. 25–48. URL: Link
Bradburn N.M. The Structure of Psychological Well-Being. Chicago, Aldine Publ., 1969, 318 p.
Strumpel B. Economic Well-Being as an Object of Social Measurement. In: Subjective Elements of Well-Being. Paris, Organization for Economic Cooperation and Development, 1974, pp. 75–122. URL: Link
Campbell A. Subjective Measures of Well-Being. American Psychologist, 1976, vol. 31, iss. 2, pp. 117–124. URL: Link
Diener E., Larsen R.J., Levine S., Emmons R.A. Frequency and Intensity: Dimensions Underlying Positive and Negative Affect. Journal of Personality and Social Psychology, 1985, vol. 48, iss. 5, pp. 1253–1265. URL: Link
Diener E. Subjective Well-Being. Psychological Bulletin, 1984, vol. 95, iss. 3, pp. 542–575. URL: Link
Diener E., Suh E.M., Lucas R.E., Smith H.L. Subjective Well-Being: Three Decades of Progress. Psychological Bulletin, 1999, no. 125, iss. 2, pp. 276–302. URL: Link
Easterlin R.A. Building a Better Theory of Well-Being. In: Bruni L., Porta P.L. Economics and Happiness: Framing the Analysis. New York, Oxford University Press, 2005. URL: Link
Kahneman D., Deaton A. High Income Improves Evaluation of Life But not Emotional Well-Being. PNAS, 2010, vol. 107, iss. 38, pp. 16489–16493. URL: Link
Layard R. Measuring Subjective Well-Being. Science, 2010, vol. 327, iss. 5965, pp. 534–535. URL: Link
Diener E., Seligman M.E.P. Beyond Money: Toward an Economy of Well-Being. Psychological Science in the Public Interest, 2004, vol. 5, iss. 1, pp. 1–31. URL: Link
Inglehart R., Welzel C. Agency, Values, and Well-Being: A Human Development Model. Social Indicators Research, 2010, vol. 97, iss. 1, рр. 43–63. URL: Link
Хащенко В.А. Субъективное экономическое благополучие и его измерение: построение опросника и его валидизация // Экспериментальная психология. 2011. T. 4. № 1. С. 106–127. URL: Link
Хащенко В.А. Модель субъективного экономического благополучия (сообщение 1) // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 3. С. 38–50.
Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2003. 301 с.
Akerlof G.A., Kranton R.E. Identity and the Economics of Organizations. Journal of Economic Perspectives, 2005, vol. 19, iss. 1, pp. 9–32. URL: Link
Акерлоф Дж., Шиллер Р. Spiritus Animalis, или Как человеческая психология управляет экономикой и почему это важно для мирового капитализма. М.: Юнайтед Пресс, 2010. 273 c.
Скачкова Л.С., Щетинина Д.П., Крячко В.И. Факторы субъективного благополучия научно-педагогических работников: результаты фокус-групп // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2018. № 4. С. 138–146. URL: Link