Глубокая переработка молочной продукции в регионах России: методика оценки экспортного потенциала региона и проблемы продвижения молочных продуктов на азиатские рынки
Беляев В.И.доктор экономических наук, профессор кафедры экономики предпринимательства и маркетинга, Алтайский государственный университет (АлтГУ), Барнаул, Российская Федерация belyaevvi@mail.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 8706-4254
Предмет. Основные тенденции, проблемы и перспективы развития экспорта молочной продукции Алтайского края. Цели. Исследовать экспортный потенциал молочной отрасли Алтайского края с точки зрения освоения зарубежных рынков. Методология. Использованы методы логического, экспертного, статистического, качественного и количественного анализа, а также применен контент-анализ. Результаты. Показано, что высокий экспортный потенциал молочного производства в Алтайском крае определяется перепроизводством продуктов глубокой переработки, поэтому экспорт продукции рассматривается как условие обеспечения устойчивого развития отрасли. Проведен анализ развития крупнейших молочных рынков. Применена методика оценки потенциальных рынков, на основе их ранжирования выявлены наиболее перспективные зарубежные рынки. Определены необходимые условия сопровождения экспорта молочной продукции. Выводы. Молочная отрасль Алтайского края характеризуется возможностями, позволяющими наращивать объем экспорта продукции. Потенциальными зарубежными рынками сбыта молочной продукции Алтайского края являются традиционные рынки СНГ (Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан) и перспективные рынки Китая, Монголии, Японии и Кореи.
Ключевые слова: продукция глубокой переработки, агропромышленный комплекс, экспорт, маркетинг региона
Список литературы:
Бородин К.Г., Гончаров В.Д. Оценка структурных изменений в российском экспорте продукции АПК // Российский внешнеэкономический вестник. 2018. № 8. С. 48–69. URL: Link
Пантелеева О.И. Экспорт продукции АПК: сможет ли Россия стать одним из ведущих экспортеров в мире? // Среднерусский вестник общественных наук. 2018. Т. 13. № 3. С. 118-136. URL: Link
Бартенев С.А., Буренин В.А., Орешкин В.А. и др. Участие России в международной торговле продовольствием // Российский внешнеэкономический вестник. 2018. № 10. С. 59–69. URL: Link
Суслов Д.В. Российско-китайские экономические взаимоотношения: текущая конъюнктура // Пространственная экономика. 2018. № 4. С. 139–161. URL: Link
Крылатых Э.Н., Фролова Е.Ю. Экспортные возможности молочной отрасли Российской Федерации // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2017. № 12. С. 8–13.
Кремянская Е.В. Факторы и особенности формирования спроса на молоко и молочную продукцию // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2016. № 4. С. 117–124. URL: Link
Золотарева Е.Л. Международная торговля продовольствием: тенденции, проблемы, прогнозы // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2018. № 4. С. 158–162. URL: Link
Урсова А.А. Анализ и оценка перспектив развития мирового рынка продовольственных товаров в современных условиях // Вестник Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. 2017. № 3. С. 142–150. URL: Link
Меркулова Е.Ю., Леденёва Т.И. Влияние политики импортозамещения в продовольственной сфере на повышение экспортного потенциала РФ // Экономинфо. 2017. № 4. С. 65–69. URL: Link
Беляев В.И., Бочаров С.Н., Горянинская О.А., Малахов Р.Г. Маркетинг территорий: методология и методы обоснования стратегических решений развития регионов: монография. Барнаул: АлтГУ, 2015. 244 с.
Руус Й., Пайк С., Фернстрём Л. Интеллектуальный капитал: практика управления. СПб.: Высшая школа менеджмента, 2008. 436 с.
Портер М.Ю. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран. М.: Международные отношения, 1993. 896 с.
Соломон М.Р. Поведение потребителей: искусство и наука побеждать на рынке. М.: Диасофт, 2003. 777 с.
Butakova M.M., Sokolova O.N., Zaitseva N.A. et al. The Need of “Food Quality Management” Educational Program Greening in Order to Ensure Environmental and Food Safety. Ekoloji, 2019, vol. 28, iss. 107, pp. 4977–4980. URL: Link